Истории вещей: тайны «Московского дворика» и письмо Василия Поленова

7 октября 2018
Культура

В рубрике «Истории вещей» каждое воскресенье мы показываем интересные предметы из фондов Музея Москвы и рассказываем связанные с ними истории. Сегодня предлагаем прочитать письмо, которое написал в ноябре 1916 года художник Василий Поленов москвоведу Ивану Жучкову. В письме — пояснения к «Московскому дворику» (1878), одной из самых знаменитых картин художника, хранящейся собрании Третьяковской галереи.

В письме Поленов уточняет место, где был создан шедевр, — на углу Малого Толстовского (теперь это улица Каменная Слобода) и Трубниковского переулков, недалеко от церкви Спаса на Песках. В 1877 году художник только приехал в Москву из Европы, где учился у местных мастеров. У Спаса на Песках он оказался в поисках жилья: зашел посмотреть квартиру, остановился у окна, залюбовавшись открывшимся видом, и тут же достал этюдник. Этюд, написанный тогда, изображал двор в несколько ином ракурсе и с менее лучезарным колоритом. А в марте 1878-го он написал «Московский дворик», вошедший в собрание Павла Третьякова и ставший частью массовой культуры — репродукции картины печатали в журналах и на открытках. Кстати, одна из таких почтовых карточек, выпущенная в 1954 году, хранится в Музее Москвы.

«Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета», — просто сообщает Василий Поленов москвоведу. Однако благодаря ей можно представить себе, каким был город в 1870-х и как важен был в то время московский двор.

Начиная с эпохи Петра I все строения в Москве должны были согласовываться в полицмейстерской канцелярии, но закон соблюдали не слишком строго. Вопреки предписаниям дома ставились фасадом не вдоль красной линии, а по традиции — в глубине дворов. Постепенно центр Москвы стал отходить от дворовой планировки. На смену пришли широкие площади, доминантами новых спрямленных и расширенных улиц стали парадные фасады зданий, регулярные сады и общественные учреждения.

Но дворы с планов города не исчезли. Они ушли за парадные фасады, на окраины, обзавелись характерным антуражем: низкие деревянные заборы, зелень садов, детвора, играющая на лужайках, взрослые, занятые повседневными делами, и, конечно, церквушка на заднем плане. Каждая эпоха в истории Москвы нашла отражение и в облике двора. Свои неповторимые дворы имели в ХХ веке и Дом Мельникова, и первый московский небоскреб — Дом Нирнзее, и знаменитый Дом на набережной, и новостройки в Марьиной Роще и Новых Черемушках. А во времена Поленова двор был двориком — тихим, уютным и немного сонным.

Церковь Спаса на Песках (она же церковь Преображения Господня на Арбате) сохранилась до наших дней, сейчас там тоже проходят службы. А вот поленовского дворика мы уже не увидим — в письме 1916 года художник описал изменения, которые произошли в пейзаже: церковь, еще недавно белая, стала темно-серой, а дома нет и в помине.

Больше рассказов, связанных с предметами из фондов Музея Москвы, читайте в проекте «Истории вещей».

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события
Бесплатно

Занятия по актерскому мастерству в саду имени Баумана

17 января25 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies