В экспозиции главного дома усадьбы Кусково хранится стол для гравюр и нот. Панорамное изображение на его столешнице позволяет не только увидеть усадьбу времен ее расцвета, но и познакомиться с его автором, известным мастером-краснодеревщиком Никифором Васильевым, и удивительной техникой декорирования мебели, весьма популярной в XVIII веке. Об истории экспоната рассказывает Людмила Сягаева, заместитель директора Государственного музея-заповедника «Останкино и Кусково» по научной работе.
Усадьба Кусково при своем основателе и первом владельце графе Петре Шереметеве заслуженно считалась одной из самых красивых в Подмосковье (к Москве эта земля присоединилась позже). Основная часть архитектурного ансамбля в стиле раннего классицизма сложилась к середине 1770-х, своего расцвета усадьба достигла к 1780-м годам. Во дворце устраивались балы и приемы для избранных, а по территории усадьбы могли гулять все желающие.
Гуляющих притягивали местные пруды, 300-метровый канал напротив дворца, два прекрасных парка — романтический английский и строгий, выверенный французский регулярный парк с искусственно созданными рощами плодовых деревьев, мраморными скульптурами и обелисками. Отдельный интерес представляли оранжерея с диковинными растениями и разнообразные архитектурные «сувениры» дальних стран — украшенный морскими раковинами грот, Итальянский, Голландский и Швейцарский домики.
Облик усадьбы конца 1770-х — начала 1780-х годов запечатлен на одном из экспонатов, сегодня хранящихся во дворце, — столе для хранения гравюр и нот. Панорамное изображение усадьбы, нанесенное на столешницу, было скопировано с гравюры из альбома видов усадьбы, выпущенного по заказу Петра Шереметева. Альбом, гравированный во Франции Пьером Лораном, в свою очередь, был создан по рисункам русских художников под руководством Михаила Махаева.
На панораме можно разглядеть дворец, церковь Спаса Всемилостивого, грот, Итальянский павильон, Голландский домик, Большую каменную оранжерею и другие постройки, знакомые каждому, кто хотя бы раз гулял по территории усадьбы Кусково. В нижней части столешницы изображен водоем с лодкой — гости Петра Шереметева очень любили водные забавы. На прудах разыгрывались потешные бои: брали остров-крепость рядом с Голландским домиком, стреляя туда бутафорскими ядрами.
Время создания панорамы определить несложно. Она представляет вид усадьбы после 1775 года (тогда был перестроен дворец), но до начала 1790-х — здесь нет колокольни на Почетном дворе, которую построили только в 1792 году.
Панорама заключена в обрамление с гербом графов Шереметевых (два льва, держащие щит, увенчанный графской короной). Внизу, рядом с гербом, надпись: «Генеральной Проспект подмосковного Его Сиятельства Графа Петра Борисовича Шереметева села Кускова большого пруда, на Полдень лицом представленного».
Стол, хранящийся сегодня в усадьбе Кусково, был создан по заказу Петра Шереметева русским столяром-краснодеревщиком Никифором Васильевым. Его работы, помимо усадьбы Кусково, хранятся во многих российских собраниях: Екатерининском дворце Царского Села, Большом Петергофском дворце, Государственном историческом музее. Однако кусковский экспонат стоит среди других произведений Васильева особняком — это единственная подписанная известным мастером работа. Свою подпись мастер оставил в правом нижнем углу столешницы: «Наклеивал Никифор Васильев».
Этот стол стал источником легенд, сложившихся в более позднее время. Одна из них гласит, что у Шереметевых были собственные мебельные мастерские, где работал Васильев. В действительности это не так — Васильев был вольнонаемным мастером. По другой легенде, работа над этим столиком стоила мастеру здоровья. За годы, проведенные над панорамой, Васильев почти ослеп. Опровергнуть это утверждение сложнее.
Дело в том, что столешница выполнена в очень сложной технике маркетри (от французского marqueterie — «мозаика»), одной из разновидностей инкрустации по дереву. Работа в технике маркетри, требовавшей филигранного исполнения, действительно часто портила зрение мастеров.
Техника появилась во Франции во второй половине XVI века, когда был изобретен станок для производства строганого шпона (тонкий лист древесины). На шпон, служивший основным фоном, мастера накладывали кусочки цветных пород древесины, собирая таким образом единую картину, как мозаику. Чаще всего мастерами маркетри использовалась древесина природных оттенков, к тонированию прибегали только в тех случаях, когда требовался зеленый цвет.
Мастера, владеющие маркетри, зарабатывали большие деньги. Мебель, украшенную деревянной мозаикой (бельевые комоды, книжные шкафы, столики, кресла), часто заказывали для своих домов высокопоставленные особы. Постепенно моду на такую мебель переняли в других странах.
В Россию техника маркетри пришла во время правления Екатерины II. Императрица очень любила красивые вещи, старалась окружать себя ими, охотно выписывала мастеров маркетри из Европы. Позже с императрицы начала брать пример российская знать, заказывая подобные предметы мебели и декоративно-прикладного искусства не только французским, но и талантливым русским мастерам.