«Артмоссфера» — первая и единственная российская биеннале уличного искусства. Основной проект на «Винзаводе» в этом году посвящен влиянию интернета на реальность. Все экспонаты созданы на месте за 10 дней в ходе арт-резиденции. Среди участников как неизвестные широкой публике имена, так и международные знаменитости.
Биеннале продлится до 14 октября, однако кое-что останется в городе и после ее закрытия. Москву украсят три красочных мурала (настенных граффити), созданных звездами мирового стрит-арта —испанскими художниками Тритманом (3ttman) и Окудой (Okuda) и американцем Шепардом Фейри, чья персональная выставка в сентябре откроется в Московском музее современного искусства. Где они появятся, пока держится в секрете.
Сабина Чагина, сооснователь биеннале «Артмоссфера» и одноименного творческого объединения:
— Вы увидите не стрит-арт в привычном понимании: эти художники прошли долгий путь с улицы в галереи, переосмысливая ее влияние, самостоятельно развивали свой художественный язык. Они отличаются от других представителей современного искусства, иначе работают с живописью и скульптурой. Они быстро развиваются, но нередко оказываются недооцененными в художественном сообществе.
Основной проект биеннале разместится в Большом винохранилище центра современного искусства «Винзавод». Его тема в этом году — Offline. 40 художников, отобранных международным жюри из 350 претендентов, представили свои работы на тему повального ухода в интернет-реальность и усталости от информационного шума. Как цифровая реальность вторгается в нашу жизнь, как интернет влияет на современное искусство и есть ли сегодня смысл в создании аналогового продукта?
Сабина Чагина, сооснователь «Артмоссферы»:
— На «Винзаводе» нужно смотреть все. Приходя на выставку, вы сначала попадаете в раздел «Онлайн», затем в «Постинтернет» и через него выходите в «Офлайн». Ежедневно там будут работать 25 медиаторов — проводников по выставке, которые помогут понять посетителям значение представленных работ.
Раздел «Онлайн» тематически объединяет авторов, которые не представляют жизнь в отрыве от цифровых технологий. Арт-группа «Злые» из Екатеринбурга представила инсталляцию в виде газона, прорастающего в экспозицию оптоволоконом, а не зелеными ростками. Создатели анализируют негативное влияние технологий на человека, невозможность подлинного диалога в сети и отказ от реальности.
Среди экспонатов раздела «Постинтернет», объединяющих элементы цифрового мира с реальностью, сложно не заметить работы Владимира Абиха из Санкт-Петербурга — в них есть что-то знакомое. На трехмерных фотоснимках, сделанных по стереовариотехнологии, изображено пролистывание лент соцсетей на экране смартфона: поток измельченных и потерявших взаимосвязь элементов информации. Посты, лайки и комментарии перестают нести смысловую нагрузку и становятся абстрактным полотном.
Работая над проектом, Абих думал о парадоксе, связанном с технологическим прогрессом. Интернет и мобильные средства связи должны были облегчить жизнь, но вместе с тем продиктовал новые правила: теперь всегда нужно быть онлайн.
Владимир Абих, художник:
— Жизнь в таком мире ускоряется до сверхскоростей, на которых сознание не успевает обдумать увиденное, поток перемолотых и упрощенных до уровня мема фрагментов информации заменил большие дискурсы и идеи, количество уступило не только качеству, но содержанию в принципе.
Самый многочисленный по количеству участников — раздел «Офлайн». В нем собраны работы, авторы которых полностью исключили использование цифровых технологий. Они вдохновляются реальными городскими ландшафтами, природными материалами и жизнью до интернета с ретроградными способами коммуникации вроде проводного телефона.
Здесь в первую очередь нужно обратить внимание на совместную инсталляцию легендарной американской фотожурналистки Марты Купер, известной серией снимков ранних граффити в нью-йоркском метро, и бельгийской художницы Адель Рено, создающей ультрареалистичные изображения голубей. В Москве Купер представит свежие снимки голубятен, расписанных столичными граффити-райтерами. В сопровождении картин Рено фотографии Купер приобретают новое измерение.
Участник краснодарской арт-группировки «ЗИП» Эльдар Ганеев уходит в офлайн радикальным образом — обращаясь к эстетике девяностых, в которых не было ни современных смартфонов, ни социальных сетей. Его работа реконструирует типичный российский двор того времени: игра в резиночки, простые аттракционы и газетный стенд.
Москвичка Александра Кузнецова представит исследование такого явления, как «складки города». Это своего рода пустоты на карте, места, которые не используются и живут собственной жизнью: заросшие зазоры между двумя домами или заборами, пустыри. Исследование Александры Кузнецовой — это фотографии, графические листы, найденные объекты. Самое интересное — интерактивная инсталляция в виде забора с дырами, в которые можно заглянуть и увидеть «складки».
Дарион Шаббаш из Алма-Аты работает с темами загрязнения планеты и вторичной переработки мусора — ее многослойные панно-скульптуры созданы из собранного на улицах бытового пластика. Детали ее объектов вырезаны из измельченных и переплавленных в листы бутылок и контейнеров. В видео, сопровождающем скульптуры, Дарион создает утопическую реальность, в которой все население Земли ведет экологичный образ жизни.
Часть проектов расположится в уличном пространстве культурного кластера. Испанский художник Spy расстелет во дворе «Винзавода» круглый газон диаметром 16 метров с настоящей травой. На нем можно будет и полежать.
Художница Dagnini из Санкт-Петербурга превратит строительные леса, закрывающие одну из стен «Винзавода», в компьютерную игру-пасьянс. Она сделает это, закрепив на зеленой сетке карты, вырезанные из баннерной ткани.
А нью-йоркский король уличного граффити Faust нанесет огромный каллиграфический тег (свою подпись) на стену, приняв участие в проекте «Стена». Одну их стен «Винзавода» регулярно отдают на растерзание художникам, которые покрывают ее слой за слоем своими работами.
Познакомиться с историей отечественного стрит-арта можно в Цехе красного на «Винзаводе». Здесь представлена выставка-исследование «Уличное искусство в России с 1980-х по 2010-е», кураторами которой выступили художник Дмитрий Аске и Антон Польский, художник и преподаватель РГГУ. Уникальный архив фотографий, видео, эскизов расскажет об этапах развития отечественного уличного искусства, а также о современных процессах и тенденциях. Это первый подобный проект в России. На его основе позже будет создана энциклопедия российского уличного искусства.
В спецпрограмму также вошла первая персональная музейная выставка американского художника Шепарда Фейри, известного по постеру Hope (в переводе с английского — «Надежда») для предвыборной компании Барака Обамы в 2008 году. Выставка «Форс-мажор» откроется в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре 19 сентября и продлится до 4 ноября.
Ежегодный граффити-джем «30 граней движения» в Парке Горького соберет 30 самых ярких представителей уличной волны, которые выразят себя в разных стилях, шрифтах и манерах. Здесь также пройдут мастер-классы по уличным танцам, битбоксу, граффити и лекции об уличной культуре. Фестиваль продлится с 25 августа по 2 сентября.
В кинотеатре «Октябрь» с 31 августа по 2 сентября состоится фестиваль документального кино об уличном искусстве StreetDoc. В программе — киноленты об известных художниках граффити-сцены, снятые в Чехии, России, на Украине, в Италии, Франции и Германии.
Полная программа событий и информация об участниках — на сайте биеннале.
Билеты на основную выставку «Винзавода» можно купить на входе. Полный — 350 рублей, студенческий — 200 рублей, льготный — 100 рублей.