26 октября после продолжительной болезни ушел из жизни актер Николай Караченцов, создавший на экране и сцене множество ярких образов, вошедших в историю советского и российского кино и театра. Mos.ru вспоминает роли, с которых началась всенародная любовь к артисту.
«Тиль» — один из первых спектаклей Марка Захарова в «Ленкоме». Он ознаменовал начало новой жизни театра — острые реплики, вписанные Григорием Гориным в историю Шарля де Костера, смелые зонги Григория Гладкова — и перевернул судьбу молодого актера Караченцова. Роль Тиля — шута, балагура, хулигана и одновременно тонкого человека — задала тон всей его карьере. В дальнейшем он сыграет много таких персонажей — смеющихся, но серьезных внутри.
Публика штурмовала зрительный зал, когда давали «Тиля», главный герой моментально стал кумиром молодежи. По стране понеслась весть о потрясающем актере, который поет, выполняет на сцене сложные трюки и при этом еще и играет так, что забываешь, что находишься в Москве 1974 года, а не в средневековой Фландрии.
Яркого актера сразу заметили кинорежиссеры. До «Тиля» он сыграл несколько эпизодических ролей в кино. А в 1975 году Караченцов получил приглашение от Виталия Мельникова сняться в главной роли в экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын». Бесшабашный студент Володя Бусыгин, опоздавший на электричку и завалившийся ночевать к незнакомым людям, представившись внебрачным сыном главы семьи, в исполнении Караченцова с первых сцен выглядит не негодяем, а принцем. Он не столько мучает своих случайных жертв, сколько страдает от своего гнусного поведения сам.
Счастливый смех Караченцова в финале, когда ложь вскрывается, кажется документальной съемкой — настолько он гармоничен.
В тандем к Бусыгину-Караченцову режиссер взял еще одного молодого и не очень известного широкой публике актера — Михаила Боярского. Оба получили на съемочной площадке бесценный опыт общения с королем советской комедии Евгением Леоновым, сыгравшим роль «отца» Бусыгина, — он давал им советы. И оба проснулись знаменитыми на всю страну после премьеры фильма в 1976 году.
Через два года после «Тиля» в репертуаре «Ленкома» появилось новое название — и осталось в нем на 17 сезонов. В общей сложности рок-оперу Алексея Рыбникова и Павла Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» здесь показали 1050 раз. Идея поставить спектакль на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды принадлежала Захарову. Спектакль был практически на злобу дня: за три года до этого произошло два события — смерть Неруды и военный переворот в Чили.
Караченцову достались две роли — главного злодея, главы рейнджеров, которые насилуют жену Хоакина Мурьеты и убивают его самого, и Смерти.
Граф Резанов, отправившийся в Калифорнию в начале XIX века налаживать деловые связи между Российским государством и испанскими колонистами и покоривший не только переговорщиков, но и сердце юной Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско, — реальное лицо отечественной истории. При желании можно увидеть его прижизненный портрет — седые волосы, полное мягкое лицо, печальные глаза. Николай Караченцов, игравший его в культовом спектакле «Ленкома» с 1981 по 2005 год и снявшийся в двух его телеверсиях, совсем не похож на Резанова. Но можно ли сегодня представить графа с другим лицом?
Это был главный московский театральный блокбастер 1981 года. Нежная и страстная музыка Рыбникова, стихи Андрея Вознесенского, в главных ролях — Николай Караченцов и Елена Шанина. Для этой роли Караченцову пришлось серьезно взяться за пение — он брал уроки у музыканта Павла Смеяна. И не зря — зрители были в восторге. Ему рукоплескали не только в Москве — в 1983 году спектакль «Юнона и Авось» был представлен французской публике в парижском театре «Эспас Карден» — с приветственным словом к зрителям перед показом обратился сам Пьер Карден. После началось триумфальное шествие спектакля по миру: США, Германия, Нидерланды… В Москву Караченцов вернулся абсолютной звездой и ведущим актером «Ленкома».
Лихой вестерн Аллы Суриковой в 1987 году привел советских зрителей в настоящий восторг. Во-первых, это была отличная пародия на американские ковбойские фильмы, которые в СССР хорошо знали и любили. Драки, перестрелки, вращающиеся створки входа в салун, шляпы и крутящиеся на указательных пальцах кольты — над всеми этими штампами было приятно посмеяться. Во-вторых, у фильма был потрясающий актерский состав: Андрей Миронов, Олег Табаков, Спартак Мишулин, Игорь Кваша, Лев Дуров, Галина Польских, Николай Караченцов. А в-третьих, в стране уже два года шла антиалкогольная кампания, потому проблемы героев фильма, которым довелось жить на Диком Западе в разгар действия сухого закона, были советскому зрителю понятны.
Караченцову изначально была предложена роль Черного Джека, которую в итоге сыграл Боярский. Но прочитав сценарий, актер выбрал другого персонажа — Билли Кинга, пьяницу в завязке, бывшего дебошира и верного друга миссионера Джонни Феста (Андрей Миронов), который пытается спасти людей от зеленого змия посредством волшебной силы кинематографа.
После выхода фильма по результатам опроса, устроенного «Советским экраном», лучшим актером 1987 года был объявлен Андрей Миронов за роль в «Человеке с бульвара Капуцинов»». Караченцов появился на обложке «Советского экрана» в 1989 году. В этом же году он получил звание народного артиста РСФСР.