Выходные — отличная возможность отправиться на экскурсию. Пока позволяет погода, лучше идти в музей под открытым небом, например в «Коломенское». Пожалуй, самый интересный экспонат здесь — церковь Вознесения Господня. Изящный белокаменный храм, шатер которого устремляется вверх, невозможно не заметить. Церковь стала одним из трех московских памятников, включенных в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Отправляемся изучать ее историю и рассматривать архитектуру вместе с кандидатом исторических наук, экскурсоводом Александром Докукиным.
Церковь Вознесения Господня стоит на высоком правом берегу Москвы-реки. Она была построена по распоряжению великого государя Василия III в знак благодарности за рождение долгожданного наследника, будущего первого русского царя Ивана Грозного.
Название церковь получила в честь праздника Вознесения Господня. 3 сентября 1532 года она была освящена. Запись, напоминающую об этой дате, можно рассмотреть на лицевом своде. По тем временам это было очень высокое сооружение: больше 62 метров. Сравниться с ней могла только знаменитая колокольня Ивана Великого в Кремле, построенная в начале XVI века.
Церковь Вознесения построена в традиционном допетровском стиле: нижняя часть — четверик (конструкция с четырьмя стенами), средняя часть — восьмерик, и все это увенчано шатром. Храм считается непревзойденным шедевром русского зодчества. Конструкция выглядит воздушной и летящей, но поддерживает ее очень мощная основа. Во-первых, пристенные пилоны, во-вторых, — огромная плита в основании здания около семи метров толщиной. Землю под будущей церковью укрепляли сваями из дуба. Этот материал имеет свойство твердеть в земле и со временем становится крепче железа. Конструкция XVI века до сих пор удерживает оползание грунта.
Стены церкви очень толстые — около трех метров. Внутри храм совсем маленький, всего 8,5 квадратных метров. С одной стороны, это связано с объемом стен, с другой — он не был рассчитан на множество прихожан и был создан для великого государя, его наследника и приближенных лиц.
Со всех сторон здание одинаковое, внутри в плане оно напоминает равноконечный византийский крест. Следовательно, алтарной части как таковой нет, но это не значит, что алтаря не было совсем. Его функцию выполнял царский престол — монументальный трон, который был частично расположен внутри храма, а частично снаружи, на галерее. До наших дней сохранились только задние ножки и спинка этого престола. Во время праздников на него устанавливали икону Вознесения Господня, и во время крестного хода прихожане обходили этот трон по галереям. Это единственная церковь с вынесенной таким образом алтарной частью.
«Церковь Вознесения — не только один из первых шатровых храмов в нашей стране, но и один из немногих сохранившихся. Дело в том, что в середине XVII века патриарх Никон проводил церковную реформу и хотел, чтобы все было по греческому образцу, в том числе архитектура церквей. Во всем православном мире завершение храмов было крестово-купольное, поэтому шатровые храмы стали перестраивать. Но когда Никон приехал в Коломенское, он счел, что никаким канонам церковь не противоречит. Его поразило, как церковь выглядит с низкого берега реки: стоя на кромке крутого правого берега, она будто парит между небом и землей», — рассказывает экскурсовод.
Удивительно, что на протяжении столетий храм не менялся, его конструкция дошла в своем оригинальном виде до наших дней. Конечно, были утраты (например, осыпание белокаменной резьбы), также были попытки утеплить храм: арки в подклете заложили кирпичом. В XVIII веке достраивали крыши над галереями, но конструкция не изменилась, и мы можем видеть ее такой, какой она была в XVI веке.
Как отмечает Александр Докукин, пострадать церковь могла много раз. Впервые — во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. Тогда был уничтожен комплекс теремов Василия III и Ивана Грозного в Коломенском, но церковь Вознесения устояла. Следующим опасным моментом была вышеупомянутая реформа патриарха Никона, во время которой здание могли перестроить и превратить в крестово-купольное. Затем — нашествие Наполеона. В Коломенском французские солдаты разрушили дворец Екатерины II, но церковь снова устояла.
После революции 1917 года храм сохранился благодаря знаменитому архитектору Петру Барановскому. Он добился, чтобы село Коломенское стало музеем архитектуры под открытым небом, а церковь Вознесения получила статус памятника.
Церковь уцелела и во время Великой Отечественной войны. Фашистские самолеты пролетали над «Коломенским», бомбы падали рядом, были разбиты баржи на берегу Москвы-реки, повреждена Водовзводная башня — памятник архитектуры XVII века, который находится рядом с церковью Вознесения. Но сама она снова не пострадала. Единственный ущерб, причиненный во время войны, — повреждение креста тросом аэростата, который находился поблизости.
«На протяжении столетий ничто так и не смогло разрушить церковь Вознесения. Относиться к этому можно по-разному: счастливая случайность, талант строителей, которые создали сверхпрочную конструкцию, а может быть, — просто чудо», — считает экскурсовод.
17 декабря 1994 года церковь Вознесения Господня вошла в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из трех памятников в Москве, включенных в этот список, наряду с Кремлем и Новодевичьим монастырем.
В следующем году церковь Вознесения будет праздновать 490-летие с момента освящения. Кроме того, в 2022-м будет еще один юбилей. 25 июля 1662 года церковь была в центре событий, вошедших в историю как Медный бунт.
«Царь Алексей Михайлович, который был на богомолье внутри храма, пытался успокоить толпу, которая пришла к нему требовать бояр на расправу. Но народ не унимался, и когда дело приняло серьезный оборот, царь приказал стрельцам всех разогнать. Это событие попало в школьные учебники», — рассказывает историк.
Последние реставрационные работы завершились в 2007 году. Они коснулись всех элементов церкви. Кроме того, были сделаны специальные маркеры из гипса и бетона, которые позволяют понять, расширяются ли трещины на здании.
«Сейчас церковь Вознесения открыта как музей. В нижней части, в подклете, рассказывается история церкви. Там можно увидеть фрагмент семиметровой плиты, оценить толщину стен. Также с экскурсией можно подняться на галереи гульбища. В теплое время года по билету можно войти внутрь храма, а еще там проходят праздничные службы. Церковь находится в двойном подчинении: является и музеем, и освященным храмом», — отмечает Александр Докукин.
Троице-Лыково в Строгино
«Московская A Cappella». Победители 2024