Главархив представил материалы к 138-летию со дня рождения Евгения Вахтангова. Пользователям стали доступны письма, которые режиссер и актер отправлял Анатолию Гунсту по поводу работы в совместной драматической студии. Он продолжал писать ученикам о сценическом искусстве даже во время приступов болезни.
В Главархиве хранится личный фонд династии Гунст. Ее представители проявили себя в архитектуре, живописи, музыке и литературе. Также среди многочисленных материалов фонда — документы художника и актера Анатолия Гунста.
В 1917 году он основал студию драматического искусства, а спустя год пригласил Вахтангова руководить ею. К этому времени Евгений Вахтангов уже обрел известность в качестве режиссера и считался лучшим преподавателем, работающим по системе Станиславского. В Главархиве хранится его письмо, где он прописал условия своей работы. Режиссер собирался организовать студию в течение двух лет и составил для этого план, которому необходимо было строго следовать.
Например, преподавателей внутренней сценической техники мог приглашать только Вахтангов, заниматься они должны были по выработанной им программе. Все ученики — поступающие и уже обучающиеся — зачислялись в одну группу. Проверка работ по предметам внутренней сценической техники проходила перед Рождеством и весной. Вахтангов подчеркивал, что если эти условия не будут выполнены, то он не сможет организовать работу студии.
Во время работы в Студии Гунста Вахтангов серьезно болел. Впоследствии ему диагностировали рак желудка. Несмотря на постоянное лечение и несколько операций, режиссера так и не удалось спасти — его не стало весной 1922 года.
Одно из писем 1918-го, которые отправлял в Студию Гунста Вахтангов, когда находился на лечении, можно также прочитать в фонде династии Гунст. В нем он рассказывает, как важно актеру заниматься пластикой.
«Я лежу; я не могу прийти к вам; я не увижу вас долго, а мне нужно рассказать вам, как важно заниматься пластикой и как важно уметь заниматься ею, чтобы понять сущность “пластичности” как необходимейшего свойства актера. Надо научиться чувствовать лепку, скульптуру роли, сцены, пьесы, а без такого чувства сделать это нельзя. Приобрести это свойство без умелого занятия пластикой практически невозможно», — пишет Вахтангов.
Евгений Вахтангов также преподавал и в других театральных объединениях, среди которых были Первая и Вторая студии МХТ, Народный театр, театр-студия «Габима» и студия, носящая его имя. Студию Вахтангова в 1920 году переименовали в Третью студию МХАТ, а через шесть лет она стала Театром имени Евгения Вахтангова.
Одно из писем, которое касается Студии Вахтангова, также хранится в фонде династии Гунст. В 1919 году 12 учеников студии покинули ее из-за конфликта с режиссером. В этом же году Анатолий Гунст решил исключить двух учениц из своей студии, поскольку они принимали участие в работе группы учеников, ушедших от Вахтангова. Вахтангов был против такого решения.
«Вы — человек добрый. Вы, человек, знающий жизнь, должны понять этих двух молодых и хороших по существу людей. Если они ошибаются, надо сделать так, чтобы они поняли свою ошибку. Не надо смотреть на них как на преступников. Мы создаем не учебное заведение, а союз человеческих душ ради восприятия искусства», — писал он 1 сентября 1919 года Анатолию Гунсту.
Вахтангов и Гунст руководили Студией драматического искусства до ноября 1919 года, до того времени, пока Анатолий Гунст не ушел из жизни.
С документами из фонда династии Гунст можно познакомиться в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1. Он открыт по понедельникам с 09:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 09:30 до 15:00.
В читальном зале соблюдаются необходимые санитарные требования: столы стоят на большом расстоянии друг от друга, в помещении регулярно проводится дезинфекция. Посетителям необходимо иметь при себе маску и перчатки.