В Музея истории Лефортово — филиале Музея Москвы — хранится железный подсвечник под названием «Голландец», изготовленный на рубеже XVII и XVIII веков. Установить, кто был его владельцем, до сих пор не удалось. Не вызывает сомнений одно: этим подсвечником пользовались зажиточные люди. Чем он ценен, где и при каких обстоятельствах был найден, рассказывает научный сотрудник музея Дарья Бычкова.
В конце XVII — начале XVIII века территорию современного района Лефортово населяли в основном иностранцы. Возник он благодаря ближайшему соратнику Петра I Францу Лефорту — уроженцу Женевы, который состоял на русской военной службе. Они познакомились в 1690 году и подружились. Российский правитель поручил другу создать еще один полк из его соотечественников. Лефорт быстро продвигался по службе: участвовал в азовских походах, был назначен адмиралом русского флота, а до этого — генерал-майором и командиром 1-го Московского выборного полка.
Чтобы разместить солдат своего полка, он попросил у Петра огромный пустырь на берегу Яузы, рядом с Немецкой слободой. Для учений оборудовали большой плац, людей расселили по казармам. Новая слобода получила название Лефортовской (или Новой Солдатской). Она напоминала город в городе: в ней были торговые лавки, церковь, рынок, здесь же построили знаменитый Лефортовский дворец, а также первый в России военный госпиталь и многое другое.
В 1712 году Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Лефортовскую слободу постепенно покидали военные, и ее начали заполнять ремесленники.
Одна из вещиц, напоминающих о Лефортовской слободе, — подсвечник XVII века на две свечи. Он выполнен в виде мужчины, одетого по тогдашней голландской моде, и потому назван «Голландцем». О хозяевах подсвечника ничего не известно. Можно лишь предположить, что это были очень богатые, высокопоставленные люди.
Этот предмет можно назвать продвинутым гаджетом своей эпохи: в те времена москвичи для освещения домов использовали не свечи, а горящую лучину. Тонкую длинную деревянную щепку вставляли в светец — простой металлический предмет, похожий на вешалку-крючок для одежды. Свечи, в особенности восковые (были в ходу еще и сальные, неудобные тем, что очень сильно коптили), использовали в основном во время церковных служб. Дома пользоваться свечами выходило очень дорого.
Подсвечник, сделанный из железа, точно был редкостью для Москвы XVII века. В те времена в стране был недостаток мастеров, умеющих обрабатывать металл. Если такие вещи и появлялись, то, как правило, не отличались высоким качеством и аккуратностью. «Голландца», скорее всего, привезли из Европы — это весьма тонкая работа. Создавший его мастер вдобавок ко всему приделал вещице две маленькие филигранные подвески — они прикреплены к постаменту, на котором стоит фигурка.
«Голландец» был найден в 1940-х годах во время строительства станции метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии. Архитектор Борис Иофан изначально хотел выполнить станцию в древнеримском стиле, украсив ее скульптурами гладиаторов и советских спортсменов, а называться она должна была «Спартаковской».
С началом Великой Отечественной войны строительство пришлось заморозить, возобновили его только в 1943-м. Тему оформления изменили — теперь уместнее было увековечить советских героев. Вместо гладиаторов и спортсменов появились рабочий с молотком и куском камня в руках, партизанка с гранатой, воин-пограничник с биноклем и другие — всего восемь скульптур. Назвали станцию в честь революционера Николая Баумана, для пассажиров она открылась 18 января 1944 года.
Со станции можно выйти на Бауманскую улицу — именно тут в петровские времена начиналась Немецкая слобода, которую облюбовали иностранные купцы, офицеры, ремесленники. Москвичи звали их немцами (немыми) — так называли всех, кто не знал русского языка.
Именно в Немецкой слободе Франц Лефорт жил до знакомства с Петром I. Эта территория, как и будущая Лефортовская слобода, тоже напоминала маленький уютный европейский городок. Сам Петр I ее очень любил: он заводил там полезные знакомства, знакомился с бытом иностранцев, в частности с модой. Можно сказать, именно с Немецкой слободы началась его заинтересованность Европой. Император хотел знать, как европейские верующие проводят богослужения. После католической службы, которую он как-то посетил, на него обрушилась критика приближенных. Петр же не обратил на это никакого внимания.
В начале XVIII века сюда начали переселяться аристократы, строить здесь огромные имения. Постепенно «немцы» уезжали, уступая место уже русским купцам и фабрикантам. Сейчас эта территория входит в состав Басманного района.