Жилой дом доходного владения супругов Анжелики и Германа Бройдо и мецената Викторина Бурдакова ждет реставрация. Двухэтажный особняк в стиле модерн с подвалом и мезонином был возведен в 1910–1912 годах по проекту архитектора Адольфа Зелингсона.
Строительство владения началось в 1910 году по заказу семейства Бройдо. Они выкупали участки и застраивали их особняками и доходными домами под ключ, чтобы впоследствии их продать.
Помимо главного (жилого) дома, архитектор спроектировал и возвел четырехэтажный доходный дом, он находится в глубине двора (Денежный переулок, дом 7, строение 2), а также одноэтажный служебный корпус, предназначенный для конюшни и сарая, он до наших дней не сохранился. Фасады зданий доходного владения были выполнены в едином стиле.
В 1911 году его приобрел уральский золотопромышленник и меценат Викторин Бурдаков. Год спустя строительство жилого и доходного домов было окончательно завершено. В главном доме, где насчитывалось 20 комнат, располагалась и квартира домовладельца.
От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов
Центральную часть главного фасада занимает оконный проем, который завершается мезонином. Верхнее окно полукруглой формы украшает лепной фриз (декоративный пояс) с орнаментом. В композиции здания присутствует характерная для модерна асимметрия — главный вход расположен не посередине главного фасада, а в левой его части. Над ним находится круглое окно, также типичный элемент модерна. Справа от центрального оконного проема расположено большое окно с криволинейным рисунком остекления, за ним некогда находилась гостиная овальной формы.
Доходный дом Бройдо — Бурдакова — объект культурного наследия регионального значения. Все реставрационные работы согласованы специалистами Мосгорнаследия и будут проводиться под контролем ведомства. Главное условие — они не должны менять исторический облик здания.
«Восстановительные работы затронут его фасады, кровлю и ограду. Специалисты воссоздадут по архивным фотографиям и документам утраченные элементы. Так, в начале XX века композиционно здание напоминало французский дворец в миниатюре, в том числе благодаря оформлению крыши. Реставраторы восстановят парапет со столбами и вазонами и декоративное ограждение кровли, которые не сохранились до наших дней. Кроме того, во время работ воссоздадут лепной фриз под карнизом и каменную облицовку цоколя, отреставрируют существующие декоративные элементы — наличники, меандры (лепной фриз с узором ломанных под прямым углом линий), а также сандрики и пилястры», — пояснил глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Он добавил, что восстановительные работы планируется завершить весной следующего года. Кроме того, во время реставрации специалисты укрепят кирпичную кладку дома, восстановят штукатурный и красочный слои, обновят систему водостока.
Сейчас здание занимает посольство Республики Чили.
Адольф Зелигсон (1867–1919) — московский архитектор и инженер польского происхождения. В начале своей карьеры он работал в польском городе Лодзи, затем в Санкт-Петербурге и Париже, а с 1907 года — в Москве. Здесь он начал воплощать идеи популярного тогда стиля модерн и за короткое время стал одним из ведущих в городе архитекторов, работающих в этом направлении. В основном он строил доходные дома, особняки, а также банковские здания. В столице сохранились многие здания, возведенные под руководством Адольфа Зелигсона, среди них — доходный дом Гринберга (Армянский переулок, дом 9), доходный дом Басманного товарищества (Новая Басманная улица, дом 10), здание Азовско-Донского банка (улица Ильинка, дом 9, строение 2), доходный дом Мекка (Чистый переулок, дом 6).
Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Недавно был утверждены проекты реставрации Мостовой башни на Измайловском острове, а также здания зимнего сада с готической башней и амбаром дачи Ляминых в парке «Сокольники». Кроме того, выдано разрешение на проведение научных и изыскательских работ в павильоне № 51 «Мясная промышленность» на ВДНХ. Он был построен в 1951–1954 годах по проекту архитекторов В.М. Лисицына и С.Г. Чернобая и до 1956-го назывался «Главмясо».