В 2021 году отремонтируют фасад исторического дома на Поварской улице (дом 20). За три года до революции, в 1914-м, его построили на средства известного столичного адвоката — сына богатого иркутского купца Иосифа Кальмеера. Он мечтал, чтобы там жили знаменитые художники и поэты. Свой дом искусства Кальмеер доверил построить одной из ярчайших звезд московской архитектуры того времени — Валентину Дубовскому. Зодчий спроектировал элегантный шестиэтажный дом в неоклассическом стиле.
На первый и второй этажи здания нанесена мощная рустовка — облицовка крупным камнем. Несколько полуколонн поддерживают крупный антаблемент (украшенные горизонтальные перекрытия). Двухколонный портик-лоджия в центральной части увенчан нишей-раковиной. Симметрично центральному входу тянутся эркеры со второго по пятый этаж. Над окнами шестого этажа расположены скульптурные композиции.
Художник-декоратор Игнатий Нивинский расписал кессонированные потолки причудливым неповторяющимся орнаментом. По эскизам и при непосредственном участии мастера оформлены пышная парадная и все интерьеры с мраморными колоннами и лепниной. Дом искусства стал торжеством буйства эклектики, соединяя греческую античность, Древний Египет и европейское Средневековье.
В 1918 году хозяина дома, Иосифа Кальмеера, арестовали и расстреляли. Здание национализировали. Большие квартиры превратились в коммуналки для пролетариев. Новые жильцы к буржуазным интерьерам относились с презрением: росписи закрашивали, лепнину сбивали. Значительная часть первоначальных интерьеров безвозвратно утеряна. Уцелевшие — в парадной и в нескольких квартирах — были восстановлены и отреставрированы уже после признания дома объектом культурного наследия.
Даже в советскую эпоху здание сохраняло связь с искусством. После революции полуподвальный цокольный этаж заняли мастерские Театра Московского губернского совета профсоюзов. В 1938-м они стали основой Театра имени Моссовета. Спустя 50 лет тот же полуподвал заняла «Школа драматического искусства» режиссера Анатолия Васильева. Вскоре театр расширился за счет нескольких квартир, добавил вторую сцену и почти 20 лет показывал свои спектакли. «Бесов» ставили в коридорах и комнатах пустующей квартиры с шести утра до глубокой ночи.
Уже более 40 лет в здании находится мастерская театрального художника Бориса Мессерера — автора сценографий ко многим спектаклям в Большом театре, «Современнике», МХАТе.
В дом на Поварской приезжали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Федерико Феллини. Примечательно, что учитель Мессерера — Александр Дейнека — учился у Игнатия Нивинского, который декорировал интерьер еще до революции.
Жена Бориса Мессерера, поэтесса Белла Ахмадулина, посвятила этому дому стихи:
Был дом на Поварской (теперь зовут иначе)…
День-деньской, ночь напролет я влюблена была —
В кого? Во что?
В тот дом на Поварской…
В этом доме жил актер и режиссер Александр Кайдановский. Здесь он снимал сцены для своего режиссерского дебюта — фильма «Сад». Здесь же провел последние 13 лет своей жизни.
Лучший способ сохранять здание — регулярно его ремонтировать. В среднем через четверть века каждому из них необходим капитальный ремонт, потому почти все московские дома попадают в региональную программу капитального ремонта. Исключений немного: дома под снос, реконструкцию, включенные в программу реновации, а также дома, где меньше трех квартир.
В домах-памятниках специалисты подрядных организаций столичного Фонда капитального ремонта дарят вторую жизнь фасадам и фундаменту, подвалам и крыше, а также меняют инженерные коммуникации и проводят комплексный капремонт подъезда. Не всегда восстановление такого дома занимает больше времени, чем ремонт обычной многоэтажки. Например, на смену труб и коммуникаций уходит одинаковое время. Но некоторые работы, характерные именно для домов-памятников, требуют особого подхода. В первую очередь это касается обновления исторического фасада, особенно если на нем много элементов декора.
При формировании столичной программы капремонта были учтены возраст жилых домов, сроки эксплуатации лифтов, годы реконструкции и предыдущего капремонта, состояние внутренних инженерных систем и потребность в обновлении. Исходя из этих данных, инженерные системы многоэтажек Москвы были распределены по капитальным трехлеткам. За год до проведения работ владельцы квартир получают уведомления о проведении капремонта, включающие предложения по составу работ. Благодаря удобному цифровому сервису увидеть список систем с распределением по предлагаемым годам капремонта можно даже с собственного смартфона.
После получения уведомления о приближающемся капремонте собственники должны провести общее собрание, чтобы определить сроки и состав работ.
Капитальный ремонт в многоквартирном доме-памятнике — это сложный процесс. Такой ремонт требует тонкого баланса между техническими требованиями к современным зданиям и сохранением уникальности объекта. Например, в доме-памятнике нельзя ставить пластиковые окна или менять исторически присущий цвет.
Метод и технологии ремонта дома-памятника определены в проектно-сметной документации, которая проходит государственную экспертизу и согласовывается с городским Департаментом культурного наследия, который обеспечивает надзор.
По итогам проведения конкурентных процедур определяется подрядная организация из числа лицензированных Минкультуры России, которой предстоит выполнить работы в рамках капремонта.
На объектах культурного наследия не применяется общая схема ремонта. Строители всегда используют индивидуальные решения. Для сохранения исторического облика ведется строгий контроль на протяжении всего процесса. Надзор за выполнением ремонта ведется как со стороны Фонда капремонта, так и Департамента культурного наследия.
«В программе капремонта больше 350 домов-памятников. Их ремонт накладывает особые обязательства, в том числе работу в соответствии с Федеральным законом № 73 “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”», — рассказали в пресс-службе Фонда капитального ремонта Москвы.
Сроки и виды работ по программе капремонта уточняются краткосрочным планом. В плане на 2021–2023 годы 4437 домов. Это часть масштабной региональной программы капитального ремонта. Все строительно-монтажные работы выполняются в строгом соответствии со строительными стандартами, включая городские правила по соблюдению тишины.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста