Московские театры, подведомственные городскому Департаменту культуры, начали новый сезон и представили его первые премьеры. Однако у многих есть постановки-легенды, которые годами не исчезают с афиш. Рассказываем о некоторых из них.
Балет «Эсмеральда» в хореографии Владимира Бурмейстера живет на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ) более 70 лет и по праву считается одной из его визитных карточек наряду с «Лебединым озером» и «Снегурочкой» того же Бурмейстера. В спектакле много массовых сцен — занята практически вся балетная труппа и артисты миманса.
Премьера «Эсмеральды» состоялась 14 октября 1950 года. Спектакль середины прошлого века МАМТ удается в точности сохранять благодаря тому, что вся хореография передается новым поколениям танцовщиков в буквальном смысле «из ног в ноги» — от педагогов-репетиторов, которые танцевали еще при Бурмейстере. Его «Эсмеральду» можно считать первой постановкой романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» на московской сцене: изначальный текст писателя сохранили, а финал спектакля впервые соответствовал оригинальной линии повествования.
«Эсмеральда» стала первым балетмейстерским триумфом хореографа. «Зрители валом валят на спектакль, вся Москва взбудоражена, билетов не достать!» — вспоминала его дочь Наталия Бурмейстер-Чайковская.
По замыслу хореографа, у героини, как и в романе, обязательно должна была быть козочка. И козочку действительно купили — говорили, что какое-то время она жила прямо в квартире у Виолетты Бовт, первой исполнительницы партии Эсмеральды, и даже ездила на гастроли в Венгрию. Дрессированное животное очень оживляло сцену, но через какое-то время козу пришлось «уволить»: уж слишком много внимания отвлекала от артистов и вызывала в зале смех в самые неподходящие моменты.
Сам Владимир Бурмейстер писал в дневнике: «Мне кажется, что в нашем спектакле “Эсмеральда” мы верно нашли атмосферу того жестокого века, так как коллектив вложил всю свою искренность и темперамент, поставив перед собой задачу рождения живых, убедительных образов, лишенных балетных штампов и сценической фальши».
Постановку «Аленький цветочек», ставшую культовой не у одного поколения зрителей, тоже показывают уже более 70 лет — на сцене Театра имени А.С. Пушкина. Она попала в Книгу рекордов России как самый продолжительно идущий детский спектакль.
Пьесу по мотивам сказки Сергея Аксакова создали драматург Леонид Браусевич и Ирина Карнаухова. Сюжет многим знаком с детства: дочь купца красавица Аленушка, чтобы спасти отца, согласилась навсегда остаться во дворце чудища. Но за безобразным внешним видом хозяина девушка смогла разглядеть нежное, страдающее сердце, а любовь, как известно, может творить чудеса. Первым режиссером стал Леонид Лукьянов, служивший в Театре имени А.С. Пушкина задолго до реорганизации (тогда он назывался Камерным театром под руководством Александра Таирова), музыку написал Александр Метнер.
70 лет «Аленького цветочка». История старейшей постановки Театра имени Пушкина
Сегодняшний спектакль, как и в случае с «Эсмеральдой», мало чем отличается от первоначальной версии 1950-х. Разумеется, декорации обновляют, шьют новые костюмы, но строго по оригинальным эскизам. Артисты максимально сохраняют рисунок роли, который был создан для первых исполнителей.
Спектакль «Летучая мышь», который 50 лет назад поставили в сотрудничестве режиссер Георгий Анисимов, музыкальный руководитель Мстислав Ростропович и художник Валерий Левенталь, стал символом Московского театра оперетты — его показали на сцене более тысячи раз. Гениальная музыка Иоганна Штрауса, юмор авторов либретто Николая Эрдмана и Михаила Вольпина (вместе работавших также, например, над сценарием легендарной музыкальной комедии «Волга-Волга»), праздничность жанра, яркая игра актеров — неудивительно, что постановку все эти годы горячо любят зрители.
Премьеру в 1974-м приурочили к 100-летию самой оперетты, а триумфальное возвращение спектакля совпало с 190-летием великого Иоганна Штрауса.
Музыкальный спектакль «Иисус Христос — суперзвезда» по мотивам одноименной рок-оперы идет на сцене Театра имени Моссовета уже 34 года. Павел Хомский, режиссер и художественный руководитель театра с 1985 по 2016 год, впервые увидел постановку Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса в Нью-Йорке, она уже два года гремела на весь мир. Везде, конечно, кроме Советского Союза, где подобное вольнодумство невозможно было себе представить. Только спустя 18 лет некогда ошеломляющее восхищение бродвейским Jesus Christ Superstar обрело драматическое воплощение на сцене Театра имени Моссовета.
Репетиции длились почти год, за сотни спектаклей на сцену выходило 13 Иисусов из Назарета, шестеро Иуд Искариотов, восемь Марий Магдалин, пятеро Понтиев Пилатов и десятки других исполнителей. Конечно, произведение понадобилось адаптировать: творчески перевести либретто на русский и развить драматургические линии, что потребовало и музыкальной редакции, но авторскую мелодику и лейтмотивы бережно сохранили.
Спектакль по повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня» Петр Фоменко поставил в своем театре в 2000 году, премьера состоялась незадолго до годовщины начала Великой Отечественной войны — 20 июня. Автор, впрочем, называет свою «Одну абсолютно счастливую деревню» не повестью и не поэмой, а просто песней. Эта песня, смешная и трогательная, — о любви и молодости, хрупкости человеческой жизни, разрушительной силе войны и всепобеждающей надежде.
За годы существования спектакля — а это уже без малого четверть века — практически не менялся актерский состав: почти все, кто сегодня выходит на сцену, выпускали постановку в 2000-м. Пожалуй, самым серьезным изменением стал ввод в 2001 году на главную роль Евгения Цыганова, заменившего первого исполнителя роли Сергея Тарамаева, ушедшего из театра. Для Цыганова, в 2001-м окончившего ГИТИС и сразу принятого в труппу «Мастерской Петра Фоменко», роль Михеева стала первой на этой сцене.
Постановка получила «Золотую маску» (2001) в номинации «Драма / спектакль малой формы» и Международную премию имени К.С. Станиславского (2000) как лучший спектакль сезона.