В Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — премьера «Енуфы» Леоша Яначека, одного из чешских оперных композиторов XX века. Именно «Енуфа» принесла ему мировую известность в 1904 году.
Енуфа — скромная деревенская красавица, которая угодила в любовный треугольник со сводными братьями, ревнивым Лацей и ветреным Штевой. Трагические события развиваются в геометрической прогрессии: предательство, отмена свадьбы, наконец, убийство незаконнорожденного ребенка Енуфы ее мачехой Костельничкой — во избежание пересудов.
Опера создана по пьесе чешской писательницы Габриэлы Прейссовой «Ее падчерица». В последний раз «Енуфу» ставили России в 2007 году — на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Режиссер Александр Титель рассказал, как облегчил актерам задачу, а исполнители главных партий — о том, какими они видят своих героев.
Александр Титель: Можно сказать, что мы поставили оперу «Енуфа» за шесть с половиной недель. До Нового года была небольшая работа с концертмейстером и дирижером, пара разминочных репетиций с актерами, чтобы они почувствовали материал. А по-настоящему начали работать 12 января. В Европе оперу обычно ставят как раз за шесть недель, я стараюсь придерживаться такого графика. Но у нас ушло немного больше времени, потому что задействованы два с половиной состава, а не один.
Оперу я поставил на русском, а не в оригинале (на чешском языке), чтобы быть ближе и понятнее публике. И актерам легче так проживать каждую секунду своего сценического существования.
В этом произведении главное — сила жизни, ее неостановимое течение, сильные женские характеры. Мы все-таки привыкли ассоциировать женщину с хранительницей семьи, очага, стабильности. Может быть, это выглядит старомодно, но мне нравится. Вместе с тем сложно сказать, о чем опера может рассказать сегодняшнему зрителю.
Кстати, в прошлом сезоне «Енуфа» прошла в более чем 20 городах мира. Представляете, какая популярность! Это правдивая, очень музыкальная история.
Елена Безгодкова (Енуфа): Перед премьерой не волнуюсь, все волнение осталось на репетициях, когда мы достигали нужного накала. В начале, только знакомясь с материалом, я смотрела некоторые постановки «Енуфы». Когда же начались репетиции, это отошло на второй план, потому что Александр Борисович (Титель. — Прим. mos.ru) видит некоторые вещи по-другому. С ним мы раскрывали материал, вчитывались в него, выстраивали собственную линию, и внешняя информация была не очень нужна. Мы работали, руководствуясь своими внутренними посылами. И все это было очень интересно! Конечно, есть усталость, но она приятная. Я нахожусь на сцене все три часа, я никуда не ухожу, и для голоса это достаточное испытание. Но для меня, как для начинающей певицы, это незаменимый опыт!
Со всеми партнерами было очень легко работать, особенно с Олей Гуряковой (исполнительница партии Костельнички. — Прим. mos.ru). Эмоционально она очень сильный человек: даже когда просто стоишь на сцене рядом с ней, чувствуется волна энергии. Вообще вся наша команда очень дружная.
В первом акте моя героиня еще молодая девушка, ничем не раненная, мачеха ее от всего оберегала. Она собирается замуж за Штеву, от которого ждет ребенка. Но свадьба срывается после того, как Лаца, сводный брат Штевы, в порыве ревности ранит ей лицо. А потом, чтобы избежать огласки, мачеха по прозвищу Костельничка топит младенца в проруби.
И в третьем акте мы видим, как Енуфа прощает ту, которая убила ее ребенка. Это высшая степень доброты, понимания, принятия. Финал, по-моему, можно воспринимать как перерождение героини, потому что ей нужно было перешагнуть через страдание, боль, муку и обиду, которые ей причинили, и начать жизнь заново. В моей героине есть внутренняя гармония, и самое главное в ней — это милосердие и любовь к людям. Не все на такое способны. Мне это близко, и я эту роль хорошо понимаю, мне приятно ее исполнять.
Дмитрий Полкопин (Штева): Мой герой Штева — слабохарактерный, достаточно подлый и трусливый. Но я думаю, что-то хорошее в нем все же есть, как и во всяком человеке, просто весы перетягивают на какую-то сторону — либо темную, либо светлую. Идеальных людей не бывает.
Он изначально не был готов к браку. Ему было удобно просто встречаться с Енуфой, они были знакомы с детства. И когда получилось так, что она оказалась в положении, Штева вынужден был жениться, он откупился от армии, чтобы исполнить свой долг. Но он не нагулялся, и мачеха Енуфы, видя это, сказала, что свадьба будет только через год, когда Штева докажет серьезность намерений.
Технически и физически исполнять эту роль было сложно, хотя партия и не очень большая. Постоянные интервалы, непростая музыка. Александр Борисович хотел, чтобы все было по-настоящему: чтобы мы выдавали те эмоции, которые испытываем в жизни, чтобы вели себя на сцене так же, чтобы не было фальши. Чтобы поместили себя в обстоятельства героя.
Ольга Гурякова (Костельничка): Какое бы злодеяние ни совершила моя героиня, эту роль я люблю. Это что-то совершенно новое для меня, интересное путешествие — и вокальное, и драматическое. Я знаю оперу изнутри, у меня было три постановки, где я пела партию Енуфы и всегда с восхищением смотрела на Костельничек — как выдерживают, как перевоплощаются артистки. И когда я видела, что с ними происходит на сцене, я не могла поверить, что это один и тот же человек. И вот теперь поняла, как это. Надеюсь, что и у нашего спектакля будет долгое плавание.
Грех моей героини — гордыня, один из смертных. Она вырастила Енуфу, у которой умерла мать, и девочка всегда была грамотной, воспитанной, лучше всех. Как это она могла нагулять ребенка? А что люди скажут?! Перенести это на наше время невозможно, но в XIX веке, когда происходит действие, были другие нравы.
Костельничка решает проблему по-своему — убивает ребенка. Но что такое гордость по сравнению с человеческой жизнью? Она говорит, что верит в Бога, но непонятно, какому Богу молится, во что эта вера? Одержимость, фанатичность, которая приводит к такому концу. Вместе с тем Костельничка любит падчерицу и думает, что делает лучше для нее же. Нет ребенка — нет проблемы.
Никто не ожидает, что Енуфа обладает такой мудростью и душевной силой, чтобы простить. Но в конечном счете миром правит любовь.