Доходный дом адвоката Федора Плевако получил статус выявленного объекта культурного наследия города Москвы. Здание, расположенное по адресу: Новинский бульвар, дом 18а, является образцом северного модерна. Фасад строения украшают панно из майолики (разновидность керамики), а также изразцы, выполненные по эскизам Михаила Врубеля. Керамическая плитка была изготовлена в Абрамцевской гончарной мастерской, принадлежащей меценату и промышленнику Савве Мамонтову (1841–1918). В настоящее время четырехэтажный многоквартирный дом является жилым. Здание построено в 1905 году по проекту архитектора Петра Микини.
«Дом примечателен тем, что полностью сохранил свою планировку и уникальный декор фасада. Помимо майоликовых вставок, его украшают барельефы с человеческими фигурами и ветвями растений. Огромные консоли необычной формы, которые поддерживают балконы, не имеют аналогов в Москве. Лестничные пролеты освещают большие окна с мелкой прямоугольной раскладкой, характерной для северного модерна», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Четырехэтажный жилой дом в будущем может быть включен в список объектов культурного наследия. Для этого здание должно пройти историко-культурную экспертизу. До вынесения решения дом находится под охраной государства. Его запрещено сносить, а любые ремонтные и реставрационные работы обязаны проводить по согласованию с Департаментом культурного наследия и под контролем специалистов ведомства. При этом исторический облик здания не может быть нарушен.
Доходный дом адвоката Федора Плевако отличают массивные формы, отсутствие в убранстве фасада мелких деталей, естественные природные цвета и фактуры.
Часть фасада четырехэтажного кирпичного здания покрыта грубой штукатуркой с фактурной отделкой, имитирующей необработанную поверхность пористого камня. Стены выкрашены в светло-бежевые тона, на фоне которых выделяются белые лепные детали и яркие панно из майолики — керамической плитки из обожженной пористой красной глины, покрытой глазурью и красками. Ее использование характерно для северного модерна.
Майоликовые панно Савва Мамонтов подарил адвокату Федору Плевако для строящегося доходного дома в знак благодарности. Юрист защищал промышленника в суде, в итоге Мамонтову вынесли оправдательный приговор.
Самые большие майоликовые панно расположены над входами в подъезд. Две мозаики выложены из разноцветных плиток квадратной формы в бирюзово-сине-фиолетовой гамме. Панно дополняют изразцы «Рыбки», выполненные по эскизу Михаила Врубеля. Мозаики меньшего размера расположены в нишах под балконами. На одном из них изображена девушка с распущенными волосами, пробирающаяся через заросли. На другом — арка, увитая ветвями с плодами, под ними плывет пара лебедей к стоящему на берегу павлину. Считается, что прообразом этого сюжета послужила картина Константина Коровина «Лебеди». Кроме того, фасад украшают изразцы с растительными орнаментами.Федор Плевако (1842–1909) – известный московский адвокат, юрист, действительный статский советник. Окончил юридический факультет Московского университета. Часто защищал в суде клиентов, не имеющих денег, бесплатно, иногда оплачивал и их непредвиденные расходы. Прославился благодаря своему ораторскому искусству. В круг его друзей входили знаменитые деятели культуры — художники Михаил Врубель и Константин Коровин, режиссер, актер и театральный теоретик Константин Станиславский, оперный певец Федор Шаляпин, актриса Мария Ермолова.
Доходный дом адвоката Федора Плевако был построен в 1905 году по проекту московского архитектора польского происхождения Петра Микини (1871–1918). Наиболее известными его работами являются доходный дом на Чистопрудном бульваре, 14, строение 3 (построен в 1908 году совместно с архитекторами Львом Кравецким и художником Сергеем Вашковым) и доходный дом в Армянском переулке, 1/8, строение 1 (построен в 1901–1905 годах Микини совместно с архитектором Владимиром Властовым). Эти здания признаны объектами культурного наследия регионального значения.
В прошлом году в список выявленных объектов культурного наследия был включен памятник конструктивизма — жилой дом Сахаротреста. В 30-е годы прошлого века в нем жили иностранные специалисты, приглашенные в Советский Союз для развития сахарного производства.