Пандемия коронавируса резко ограничила культурную жизнь москвичей, в частности посещение музеев. Однако быстрый переход к онлайн-деятельности позволил учреждениям даже увеличить количество гостей.
22 января Дом-музей Марины Цветаевой, расположенный в Борисоглебском переулке, вновь открыл свои двери для посетителей. Привычные экскурсии, лекции, концерты, школьные уроки, выставки и другие проекты начнутся в феврале.
Однако опыт онлайн-общения с аудиторией, полученный во время карантина, оказался настолько позитивным, популярным и востребованным, что отказываться от него не будут. В этом уверена Софья Давыдова, старший научный сотрудник музея. До карантина она проводила обзорные и тематические экскурсии. Однако после закрытия музея ей, как и большинству сотрудников, пришлось оперативно перестраиваться на новый формат работы.
К примеру, для проекта Городского методического центра «Урок в музее», посвященного жизни и творчеству Марины Цветаевой в период с 1892 по 1922 год, Софья с коллегами записали несколько коротких видеошпаргалок, дающих ключи к прочтению экспозиции, чтобы школьникам было удобнее дистанционно выполнять задания.
«Также у нас практически сразу родилась идея для цикла видеолекций “Мой любимый экспонат”, в котором мы попробовали кратко раскрыть историю того или иного музейного экспоната. Нам это показалось интересным еще и в связи с тем, что на обзорной экскурсии не всегда хватает на это времени. Все-таки основная повествовательная линия — это жизнь и творчество Марины Цветаевой в контексте эпохи. А заслуживающие отдельного внимания экспонаты словно остаются за кадром. Но ведь рассказать есть о чем: например, письменный стол Марины Цветаевой, за которым происходила большая часть литературной работы во время жизни Цветаевой в Борисоглебском переулке, или старинный сундук из квартиры Тарковских, который отсылает нас к дружбе Марины Цветаевой с поэтом Арсением Тарковским в 1940–1941 годы», — подчеркивает старший научный сотрудник музея.
В итоге фокус обзора экспозиции был переведен с общей перспективы именно на отдельные предметы дома-музея. История о каждом из них так или иначе была связана с примечательным фактами из жизни поэта.
Пандемия заставила по-новому взглянуть и на главный формат общения гида со слушателями — экскурсии.
«Конечно, переход в онлайн, а именно работа в кадре, требует большей сосредоточенности. Мысль не должна тонуть во второстепенных фактах, что допускается при живом общении с аудиторией. Также следует внимательнее относиться к речевым оборотам, чтобы восприятие слушателем не усложнялось, а речь экскурсовода не теряла эстетики», — говорит Софья Давыдова.
По ее словам, в обычной экскурсии есть возможность почувствовать группу, уловить настроение, акцентировать внимание на какой-то отдельной теме в зависимости от интересов аудитории. Онлайн-формат — это работа вслепую. Однако он дает больше возможностей в техническом плане, ведь в него можно вместить гораздо больше информации, чем в рамки стандартной экскурсии.
«Например, у нас в музее за время пандемии стал очень популярен формат пешеходной онлайн-экскурсии, которая дает возможность при помощи гугл-панорам и карт оказаться в любой точке Москвы или другого города», — подчеркивает сотрудник музея.
К акции «Ночь в музее», которая состоялась в столице 18 мая, Дом-музей Марины Цветаевой подготовил экскурсию под названием «Москва меня не вмещает».
«Это цитата из письма Марины Ивановны. Когда она возвращается из эмиграции в свой родной город, то сталкивается с эффектом неузнавания, она словно бы не может попасть в Москву: об этом говорит и пресловутый квартирный вопрос, и проблемы с заработком, с пропиской, с арестом членов семьи, и другие страшные обстоятельства, происходившие с ней на протяжении 1939–1941 годов», — объясняет Софья Давыдова.
Адреса, связанные с этим последним московским периодом Цветаевой, располагаются далеко друг от друга — от Кудринской площади до Замоскворечья и Новодевичьего монастыря.
«Конечно, в рамках обычной пешеходной экскурсии уместить такой маршрут было бы просто-напросто невозможно. А в онлайн — вполне. Для наглядности маршрут сопровождался двумя картами Москвы — современной и старой, 1939 года, с прежними названиями улиц, а также старыми фотографиями этих адресов. И еще эта экскурсия явилась, по сути, первой в нашем музее, которая сопровождалась сурдопереводом, что сделало ее доступной для аудитории с ограниченными возможностями», — отмечает специалист.
Теперь на YouTube-канале музея доступны три экскурсии в таком формате. Одна из них, подготовленная к 130-летию Осипа Мандельштама, даже объединила несколько городов: Павловск, Москву и Петербург. Каждая последующая экскурсия включает дополнительные медиаматериалы.
Хотя музеи Москвы постепенно возвращаются к привычной работе, Софья Давыдова уверена, что прежней ее работа уже не будет: «Самая главная мысль, которую я и мои коллеги уяснили за время пандемии, — все надо записывать, ничего не должно быть сказано в пустоту или произнесено один раз, ни один из ценнейших материалов не должен быть утерян, потому что за каждой лекцией и экскурсией стоит огромное количество усилий. Ну и в дополнение ко всему прочему онлайн-формат помогает расширить нашу публику, ведь он идеально подходит для взаимодействия с маломобильными гражданами».