Директор Дома-музея Марины Цветаевой: Мы все продумываем до мелочей

25 мая 2018

Дом-музей Марины Цветаевой, отметивший в прошлом году 125-летие со дня рождения поэта, продолжает череду праздничных событий. Недавно здесь открылась новая выставка «После России», вписывающая поэзию Цветаевой в контекст 1920–1930-х годов. Музей принял участие в открытии памятника Цветаевой работы Зураба Церетели во дворе московской гимназии № 1619. А 25 мая его коллекция пополнится новым экспонатом: из Франции в Москву прибудет портрет Цветаевой, написанный художником Георгием Артемовым, с которым она была дружна в эмиграции.

О других подарках, которые легли в основу постоянной экспозиции «дома-корабля», новых проектах и сотрудничестве с актерами и музыкантами в интервью mos.ru рассказала директор музея Елена Жук.

Елена Жук, директор Дома-музея Марины Цветаевой

— Елена, расскажите о новой выставке, пожалуйста. На что обращать внимание в первую очередь в экспозиции «После России. 1922–1939. Лирика и эпос Марины Цветаевой»?

— Наши посетители смогут увидеть все семь прижизненных эмигрантских сборников Цветаевой. Они также представлены в мультимедийной презентации, где их можно пролистать, прочесть опубликованные в них стихотворения. Мы показываем личные вещи Марины Ивановны и ее семьи — клипсы, кофемолку, пояс, кухонный нож. Отдельный интерес представляют многочисленные издания знаменитых литературных деятелей русской эмиграции этого периода — писателя Бориса Зайцева, философа Льва Шестова, поэта Константина Бальмонта и многих других.

Цветаева провела 17 лет в эмиграции — сначала в Германии, потом в Чехии, во Франции. Художник выставки Василина Харламова и дизайнер Ирина Кошелева придумали изящное решение для показа многочисленных фотографий того времени — городов и адресов, где жила Марина Цветаева, членов ее семьи, друзей, людей, с которыми она общалась. Важная тема выставки — изменение поэтики в первые два советских десятилетия. До 1930-х она была устремлена в будущее, а после — была обусловлена разочарованием в происходящем: Цветаева возвращается к сюжетам, образам, именам ее прошлого. Именно тогда создаются знаменитые очерки «Отец и его музей», «Мать и музыка», «Поэт и время», пишутся воспоминания о детстве, о Трехпрудном переулке. Поэтому выставка драматургически тоже разделена на два блока: яркие, «многолюдные» 1920-е годы и уединенные, обращенные в прошлое 1930-е.

— Откуда будут экспонаты?

— Часть представлена нашими фондами, например уникальная карта парижского метро начала 1930-х годов с основными эмигрантскими адресами. Некоторые личные вещи поэта (кофемолка, кухонный нож и другие) предоставлены нам Музеем Цветаевой в Болшеве, филиалом музейного объединения «Музеи наукограда Королев». Сборник «Ремесло» с автографом поэта предоставлен Российским государственным архивом литературы и искусства, а журнал Андрея Белого «Эпопея» — Домом русского зарубежья имени А.И. Солженицына.

Изначально фонды нашего музея формировались преимущественно из даров. Люди приносили связанные с Мариной Цветаевой документы и предметы, которые оказывались у них в силу самых разных причин. Например, у нас есть ее письменный стол, который мы экспонировали на юбилейной выставке «Где мой дом?». Когда Цветаева в 1939 году уезжала из своей квартиры в предместье Парижа, она раздала большую часть вещей, и стол оказался у соседей, живших этажом ниже. Их потомки безвозмездно передали нам эту бесценную реликвию в 2014 году, особенную роль в этом сыграла первый директор нашего музея Эсфирь Красовская.

— А в конце мая вам передадут уникальный прижизненный портрет Цветаевой.

— Да, портрет, написанный художником-эмигрантом Георгием Артемовым, у которого Цветаева неоднократно бывала в гостях, привезет из Франции его дочь — Мари Артемова-Теста. Торжественная передача состоится 25 мая на круглом столе, посвященном Георгию Артемову, чья выставка открылась в музее 17 мая.

Параллельно с работой нашей выставки в родном городе Артемова, Урюпинске, с 10 по 12 июня впервые пройдет фестиваль «АртемовФест». Организаторы были у нас на открытии, и мы в свою очередь надеемся, что и нам удастся в эти дни приехать к коллегам на фестиваль.

Таким образом, география выставки объединила и Москву, и Париж, и Урюпинск. И если Цветаева гостила у Артемова во Франции, то теперь в некотором смысле Артемов в гостях у Цветаевой здесь, в Москве.

«Нам интересно привлекать творческих людей»

— Прошел год с тех пор, как музей открылся после ремонта. Какая выставка за это время была самой яркой, на ваш взгляд?

— Что-то одно вспомнить сложно. Мы работаем над выставками так, что каждый раз они идейно, научно и художественно продуманы до мелочей, в некотором смысле даже выстраданы. Конечно, стоит сказать о выставке «Где мой дом?» к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Над ней работала большая команда: научный куратор — известный во всем мире цветаевед Елена Коркина, наши бессменные оформители — художница Василина Харламова и дизайнер Ирина Кошелева. Залогом успеха выставки стал труд наших фондовиков Татьяны Тепляковой, Евгении Петлинской, Ксении Логушкиной. Мы делали выставку в содружестве с Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российским государственным архивом литературы и искусства. Впервые в таком объеме были собраны рукописные беловые и черновые тетради Цветаевой, ее личные вещи, легендарные слепки из Музея изящных искусств, которые лично заказывал отец поэта Иван Цветаев.

— Вообще вы довольно активно сотрудничаете с другими музеями, артистами.

— Да, нам интересно не только что-то придумывать друг с другом, но и привлекать к процессу создания чего-то нового ярких, творческих людей. Наша давняя дружба и сотрудничество с актрисой Алисой Гребенщиковой привели к тому, что в музее поставлена серия спектаклей с ее участием. Актер Анатолий Белый в рамках своего проекта «Кинопоэзия» спродюсировал 16-минутный фильм «Дом», где представлены несколько стихотворений Цветаевой, образ которой был удивительно глубоко и тонко передан Татьяной Друбич и Марией Андреевой. Фильм был снят в тот короткий промежуток времени, когда ремонт в квартире уже был завершен, но мы еще не начали монтаж экспозиции, так что пространство квартиры поэта стало — почти буквально — «белым листом», на котором режиссер Алексей Смирнов и творческая группа создавали свое произведение.

А осенью откроется совместная выставка с Музеем Маяковского, приуроченная к 125-летию со дня рождения поэта. Маяковского и Цветаеву все время то сравнивают, то противопоставляют друг другу. Кураторы выставки — сотрудники Музея Цветаевой Мария Степанова и Музея Маяковского Галина Антипова — представят новый взгляд на сходства и различия.

— Недавно завершился конкурс чтецов «Слово Цветаевой». Будете продолжать проект?

— Да, мы планируем провести конкурс и в третий раз. В этом году было больше 200 участников, мы очень довольны результатом. Конкурс пользовался большой популярностью, впервые мы поделили участников на две категории — любителей и профессионалов. Только представьте, кто входил в состав жюри: профессор кафедры сценический речи Театрального института имени Щукина Анна Бруссер, народная артистка России Антонина Кузнецова, заслуженная артистка России Тамара Селезнева, Ольга Трухачева — внучка Анастасии Цветаевой и большой друг нашего дома!

В сентябре мы продолжим еще один премьерный проект — «Лекторий Дома». Весной мы завершили курсы «Кино» и «Музыка». С сентября лекторий продолжится курсами «Театр» и «Архитектура».

«Взяли шефство над школьным музеем»

— 14 мая в гимназии № 1619 открылся памятник Цветаевой. Как возникла идея его создания?

— Идея принадлежит Антонине Марьиной, которая руководила созданным в 1990-е годы музеем в школе имени Марины Цветаевой. Это единственное у нас в стране образовательное учреждение, которое носит имя поэта. Антонина Петровна добивалась того, чтобы на территории школы был установлен памятник, обратилась к скульптору и художнику Зурабу Церетели.

— Сколько прошло времени от идеи до реализации?

— Около 20 лет — от создания первого эскиза памятника до прохождения всех этапов согласования его установки и непосредственного открытия. Кстати, во Франции тоже установлен памятник Цветаевой работы Зураба Церетели, и, если памятники сравнить, увидите, что фигура, поза поэта в них в точности повторены. В этом был замысел Зураба Константиновича. Мы поздравляем гимназию № 1619 с этим событием. Появление работы такого мастера на территории образовательного учреждения — явление нечастое, даже уникальное!

— Как ваш музей связан с гимназией?

— Как я уже сказала, школа не просто носит имя Цветаевой — у них есть музей. Два года назад мы взяли шефство над ним. Вместе со школьным активом мы сейчас разрабатываем проект обновленной экспозиции. Основа концепции, созданной нашим старшим научным сотрудником Еленой Ильиной, в том, чтобы наряду с рассказом о биографии и творчестве Цветаевой мы представили многочисленный ряд имен наших и зарубежных поэтов и прозаиков, которые, с одной стороны, составляют основу школьной программы, а с другой — были кумирами, современниками, вдохновителями или адресатами самой Цветаевой. Это Пушкин, Пастернак, Маяковский, Есенин, Ахматова, Некрасов, Державин, Мандельштам, Диккенс и многие другие. Так ребята смогут знакомиться с творчеством и взглядами поэта еще до того, как по школьной программе в старших классах начнут проходить Цветаеву. На открытии памятника была Ольга Трухачева, и она всю эту работу благословила, одобрила, чему мы очень рады.

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

Онлайн-экскурсия «Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies