В Государственном Дарвиновском музее хранится «Монография о Felidae, или Семейство кошачьих» — коллекционный фолиант высотой 61,5 сантиметра и шириной почти полметра. В XIX веке книга знакомила читателей с видами диких кошек и их жизнью в естественной среде обитания. Ее автор — Даниэль Жиро Эллиот.
Заведующая справочно-библиографическим отделом Дарвиновского музея, хранитель фонда редкой книги Варвара Миронова рассказала mos.ru о том, как была издана эта интересная работа.
Американец Даниэль Жиро Эллиот (1835–1915) был одним из самых известных зоологов и орнитологов своего времени. Он начал свой путь в родном Нью-Йорке с изучения естественных наук в Колумбийском университете. Позже Эллиот получил место заведующего зоологическим отделом в Музее естественной истории имени Филдса в Чикаго, а затем стал одним из основателей Американского музея естественной истории в Нью-Йорке и соучредителем Союза американских орнитологов. Эллиот много путешествовал по Европе и Азии, изучая фауну тех мест.
Получив наследство, он смог издавать крупные серии книг, шикарно оформленные фолианты, среди которых «Семейство фазанов», «Райские птицы» и другие. Эллиот не жалел денег, привлекая известных художников, а также используя самую современную технику, дорогую бумагу и краски.
Его книги не были рассчитаны на широкую аудиторию, эти подарочные издания в дорогом красивом переплете предназначались в основном для коллекционирования. Выходили они ограниченным тиражом.
«Монография о Felidae, или Семейство кошачьих» — одно из таких изданий. Книга публиковалась частями с 1878-го по 1883-й по два-три выпуска в год. Покупатели могли переплетать их под одной обложкой по своему вкусу. Свои экземпляры они оплачивали заранее, и выпуски делали строго под определенное количество желающих. Всего заказчиков было около 200–250.
Экземпляр, который сегодня хранится в Дарвиновском музее, попал в коллекцию в 1918 году. До этого книга хранилась в личной библиотеке потомственного дворянина и коллекционера Алексея Хомякова. Он с детства увлекался орнитологией и зоологией, а повзрослев, начал собирать чучела и редкие книги о животных и птицах. Как у него оказалась «Монография о Felidae», неизвестно.
В книге описываются исключительно дикие кошки — львы, тигры, леопарды, ягуары, пумы и другие. Автор дает общую характеристику животных: где они обитают, как живут, добывают пищу, какие привычки имеют, как появилось их название. Описание одного вида занимает около трех страниц. Информации было не так уж много, поэтому нельзя сказать, что «Семейство кошачьих» претендовало на новаторство в области науки: скорее, это был просто красивый альбом.
В предисловии Эллиот писал: «Среди всех семейств, которые входят в класс млекопитающих, наиболее аттрактивные (яркие для восприятия) — это семейство кошачьих».
Иллюстрации (всего их 42) — истинные произведения искусства, и они очень реалистичны. Это литографии, которые раскрашивались вручную. Над ними работали настоящие звезды — немецкий художник-анималист Джозеф Вольф и голландский художник Джозеф Смит.
Кошек они запечатлели в естественной среде обитания: на охоте, во время отдыха на дереве, на водопое. Незамысловатый сюжет был принципиальным для художников, потому что позволял изобразить животных наиболее наглядно. Любопытный факт: на одной из иллюстраций можно увидеть сразу трех львов у воды, и все они представители разных подвидов.
XIX столетие можно назвать золотым веком естественно-научной анималистики. Начало позапрошлого века ознаменовалось изобретением фотографии, но она значительно уступала художественным изображениям, не могла соперничать с искусными рисунками ни четкостью, ни палитрой. Кроме того, тогдашние технологии не позволяли заснять дикое животное, находящееся в движении, и моделями фотографов долго оставались люди, которых можно было уговорить подолгу оставаться неподвижными перед объективом. Многие художники срисовывали зверей с чучел, но делали это так, что не оставалось сомнений: изображено живое животное в естественных условиях.
Среди поклонников очаровательных хищников числился не только Даниэль Жиро Эллиот. Его современник, прозванный «кошачьим Рафаэлем» художник Луи-Эжен Ламбер, занимался котоживописью всерьез. Эти животные привлекали его своей изящностью, гибкостью, плавными (или, наоборот, резкими) движениями, как он не раз говорил. Изначально главными героями полотен мастера были птицы, но ровно до тех пор, пока он не написал картину «Кошки и попугай». Парижский салон в 1857 году встретил работу с восторгом, и Ламбер иначе посмотрел на милых домашних хищников. В 1874-м он получил орден Почетного легиона.
Коты, кошки и котята, давние друзья человека, постепенно завоевывали мир искусства. Публика хотела видеть усатых-полосатых на полотнах, каждая новая работа вызывала умиление. С удовольствием изображали кошек и французские импрессионисты.
Например, Эдуард Мане на своей знаменитой картине «Олимпия» поместил черного котика в ногах обнаженной женщины. Зверек здесь не только симпатичный домашний питомец, но и символ хитрой женской натуры, которую во времена художника часто сравнивали с кошачьей. Написать «Олимпию» Мане вдохновила любовная история его друга Шарля Бодлера, сердце которого как раз терзала некая жестокая красавица.
Известен и котенок с полотна Пьера Огюста Ренуара «Женщина с кошкой». Художник благоговел перед женской красотой, обожал животных, и картина, на которой он запечатлел обе свои слабости, стала одной из лучших в его карьере.
Совсем по-другому посмотрел на этот сюжет британский экспрессионист Люсьен Фрейд, в 1947 году написавший картину «Девушка с кошкой». Художник изобразил молодую женщину пугающе похожей на зверька, которого она держит в руках, — у обоих отсутствующий, равнодушный взгляд. Пальцы девушки так крепко сжимают питомца, что за него поневоле становится страшно.