Девочка с букетом и пара на балконе: главные экспонаты выставки «Окна в Россию»

16 мая 2018
Культура

В Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) открывается совместная с Третьяковской галереей выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». В экспозицию вошли полотна ключевых отечественных художников ХХ века — Александра Дейнеки, Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Таира Салахова. Все работы объединены темой окна. Это красноречивая метафора надежды и взгляда, направленного в будущее.

Выставка проделала большое путешествие с запада России на восток. Ее видели зрители в Калининграде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Владивостоке и Сочи. В Москве выставка откроется 19 мая — в этот день вход в ИРРИ будет бесплатным.

Сокуратором выставки вместе с хранителем отдела живописи ХХ века Третьяковской галереи Ольгой Полянской и арт-директором ИРРИ Надеждой Степановой выступил искусствовед Анастасия Сиренко. По просьбе mos.ru она рассказала о главных, на ее взгляд, экспонатах выставки.

Анастасия Сиренко, искусствовед

«Лунная ночь. Сирень» Юрия Кугача

Это, наверное, самая актуальная на момент открытия выставки картина — недавно в Москве повсюду зацвела сирень. Раскидистые ветви, которые изобразил Юрий Кугач, — мотив практически обязательный для любого русского живописца — от Михаила Врубеля до Константина Коровина.

Причина такой любви художников к этому растению проста. Сирень, или же, как ее сперва называли, «синель», появилась в России еще в конце XVIII века. Вскоре она стала неотъемлемой частью дворянского сада — особенно ценились французские сорта, выведенные биологами Виктором Лемуаном и его сыном Эмилем. Сегодня некоторые исторические сорта сирени этих селекционеров можно увидеть в ботаническом саду МГУ.

«Лунная ночь. Сирень». Юрий Кугач. 2001 год

«Москва. Стадион “Динамо”» Георгия Нисского

В картине «Москва. Стадион “Динамо”» Георгий Нисский изобразил окрестности городка художников на Нижней Масловке, где жил и работал. Этот архитектурный комплекс в виде огромного «корабля искусств», задуманный Максимом Горьким и Игорем Грабарем в 1920-х годах, стал домом для многих художников и их семей.

Помимо жилых помещений, для художников были предусмотрены мастерские, столовые, клубы, для их детей — детский сад. Сегодня, кстати, в городке на Нижней Масловке продолжают жить художники, а истории и легенды о прежних обитателях продолжают жить в стенах этих домов.

Нисский был не только художником, но и прекрасным спортсменом, влюбленным в риск и скорость. Он ходил на руках по парапету на высоте восьмого этажа, прыгал с парашютом, водил яхту по Москве-реке. Его учитель и друг Александр Дейнека, не раз ходивший с ним в плавание, отмечал его «жизнелюбие, лукавый и добрый взгляд, обветренное лицо яхтсмена, лыжника, гонщика и путешественника».

 «Москва. Стадион “Динамо”». Георгий Нисский. 1942 год

«Восстановление Ростсельмаша» Александра Дейнеки

Эта графическая работа создана в конце 1940-х годов и посвящена восстановлению крупнейшего предприятия по производству сельскохозяйственной техники — Ростсельмаша. Во время Великой Отечественной войны завод успели эвакуировать в Ташкент за несколько дней до оккупации Ростова-на-Дону фашистскими войсками. Но уже через 10 дней после освобождения города завод начал свою работу, а к ноябрю 1948 года Ростсельмаш был полностью восстановлен. Функционирует он и по сей день — сегодня компания «Ростсельмаш» занимает пятое место в мире по производству сельскохозяйственной техники.

Александр Дейнека, пожалуй, один из самых известных художников XX века. Он был лидером общества станковистов, сторонником здорового духа в здоровом теле и автором замечательных мозаик в Московском метрополитене. Его произведения — лучшее воплощение пафоса раннего этапа советской истории.

«Восстановление Ростсельмаша» (эскиз панно). Александр Дейнека. Конец 1940-х годов

«Утро в городе» Юрия Пименова

Все работы Пименова, связанные с жизнью города, — романтичные, свежие. И выглядят они вполне современно. На выставке представлено несколько его картин, но хочется сказать именно об «Утре в городе». Эта картина участвовала в выставке «Оттепель» в Третьяковской галерее. Мы с радостью отметили для себя, что она, такая маленькая, особенно на фоне монументальных шедевров, была замечена зрителями — по крайней мере, судя по социальным сетям: ее часто фотографировали и публиковали.

Пименов с энтузиазмом воспринял расширение городов. Он любил гулять среди строящихся домов, восхищался простой, легкой архитектурой советского модернизма. И конечно, размышлял о людях, которые скоро переедут в эти кварталы. Художник говорил: «Для меня новые кварталы — это вовсе не планы или чертежи. Для меня это просто люди, которые переезжают в новые дома. Это новоселья, свадьбы, какие-то свидания у новых дверей, вообще — прогулки по новым районам. Это новый воздух — воздух новых, хороших, свежих домов».

«Утро в городе» (из серии «Новые кварталы»). Юрий Пименов. 1964 год

«Девочка с цветами» Бориса Иогансона

Во время подготовки каталога выставки у нас не было сомнений, какую работу поместить на обложку. Конечно, «Девочку с цветами» Иогансона — яркую, сочную картину, в которой явственно ощущается дух того времени. Эта работа прибыла на выставку из собрания Третьяковской галереи. Она открывает нам соцреалиста Бориса Иогансона, президента Академии художеств СССР, с новой стороны — как художника-лирика, мастера пленэрной живописи.

Среди специалистов до сих пор ведется спор о том, кто изображен на картине. По одной из версий, задумавшаяся у окна девочка — внучка художника.

 «Девочка с цветами». Борис Иогансон. 1959 год

«Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова» Петра Вильямса

Эта картина появилась в экспозиции почти случайно: на ее месте должна была быть знаменитая картина Татьяны Яблонской «Утро», но Третьяковская галерея отправляет ее на давно запланированную выставку в Казахстан. Сокуратор выставки «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» Ольга Полянская нашла, на наш взгляд, совершенно замечательную замену.

Судьбы Анны Мартинсон и Алексея Понсова тесно связаны с театром. Дочь известного актера Сергея Мартинсона была театральным художником-декоратором. Работала она и в кино — как художник по костюмам. Мартинсон создала образы героев дипломного фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (1960).

Анна Мартинсон, вероятно, часто бывала у Петра Вильямса, с 1937 года служившего главным художником в Большом театре. Алексей Понсов был учеником Вильямса и продолжателем его дела — работал театральным художником во МХАТе. Но связывали ли романтические чувства этих двух молодых людей, не известно.

«Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова». Петр Вильямс. 1947 год

Теги: выставки, картины, художники, ИРРИ

Источник: mos.ru

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события
Бесплатно

Занятия по актерскому мастерству в саду имени Баумана

17 января25 декабря

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies