Деревянная резьба, позолоченные статуи и соцреализм: рассказываем о художниках ВДНХ

8 декабря 2020
История места

8 декабря отмечают Международный день художника. В честь этого праздника ВДНХ рассказывает о четырех отечественных художниках, которые создавали работы для выставки.

«В разное время над оформлением уникального архитектурного комплекса трудились более тысячи авторов: скульпторов, живописцев, специалистов декоративного искусства. Многие из них — всемирно известные мастера своего времени, такие как Евгений Вучетич, Александр Дейнека, Матвей Манизер, Аркадий Пластов, Александр Самохвалов, Георгий Мотовилов, Владимир Фаворский. Другие авторы известны простому обывателю меньше, однако и их вклад в создание знаменитых памятников ВДНХ невозможно переоценить», — отметили в пресс-службе ВДНХ.

Неповторимый художественный образ ВДНХ формировался на протяжении многих лет. Например, в 1939 году выставка демонстрировала успехи колхозного строя, а в 1954 году представляла собой масштабную экспозицию достижений победившего социализма. Многочисленные изменения тех лет отражались и в оформлении ВДНХ.

Художник соцреализма

Советский художник и архитектор Александр Михайлович Герасимов (1881–1963) в молодости увлекался импрессионизмом, а затем перешел к соцреализму. Его работы отличают яркие насыщенные краски. Большинство картин Герасимова посвящены советской и партийной истории, портреты Иосифа Сталина его кисти долгое время считались каноническими. Александр Михайлович был первым президентом Академии художеств СССР и возглавлял ее с 1947 по 1957 год.

Для ВДНХ художник в разные периоды создал — лично или в качестве руководителя — несколько монументальных произведений. Масштабное полотно размером 6,75 на 11 метров «Выступление Сталина на II съезде колхозников-ударников» было написано коллективом авторов в 1953 году под руководством Александра Герасимова. Оно долгое время считалось утраченным, но было найдено в сентябре 2014 года в павильоне № 1 во время противоаварийных работ. На картине изображены делегаты II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935 года. Именно там было принято решение создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ.

А. Герасимов. Делегаты II Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда 11-17 февраля 1935 года. 1953 год

Картина Герасимова «Портрет Мичурина в саду» украшала Главный павильон в первые годы работы ВСХВ, но позже была утрачена. Большое, со сложным пейзажным фоном полотно относится к числу нечасто встречающихся у Герасимова портретов-ретроспекций. Художник писал его по памяти, а в основу портрета Мичурина лег эскиз 1920-х годов.

А. Герасимов. Портрет Мичурина в саду

Кроме этого, в середине 1950-х в круглом зале Главного павильона (ныне — павильон № 1) можно было увидеть картины Александра Герасимова «Открытие Волго-Донского канала» и «Студенты у нового здания МГУ».

С приходом к власти Никиты Хрущева художник постепенно был освобожден от занимаемых постов, а его картины убрали из многих музейных экспозиций. Но и сегодня избранные работы Герасимова можно найти в крупных российских музеях, большинство — в Третьяковской галерее. Там, например, выставляются картины «Первая конная армия», «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», которую в шутку называли «Два вождя после дождя», «Портрет старейших советских художников» и другие.

Самая удачливая бойчукистка

Художнице-монументалистке Оксане Трофимовне Павленко (1896–1991), единственной из учеников Михаила Бойчука (бойчукистов), посчастливилось избежать репрессий. Она была известна в основном женскими портретами, среди известных работ художницы — «Собрание делегаток», «Женские сборы», «Комсомолка», «Да здравствует 8 Марта!».

Павленко участвовала в оформлении павильонов ВСХВ как в период строительства выставки в конце 1930-х годов, так и во время послевоенной реконструкции в первой половине 1950-х.

Сегодня на ВДНХ можно увидеть две ее работы, выполненные совместно с венгерским художником Белой Уитцем: фрески «Народы РСФСР построили социализм» над входом в павильон № 71 «Атомная энергия» и «Народ Белоруссии построил социализм» над входом в павильон № 18 «Республика Беларусь». Обе работы объединяет схожий сюжет — парадное шествие счастливых граждан, традиционное для соцреализма обилие фруктов, большие снопы пшеницы, показывающие идеальную картину жизни.

В конце 1930-х и 1940-х годах на ВСХВ были представлены и другие произведения художницы, но позже они были утрачены. Например, картина «Сбор хлопка» выставлялась в лоджии главного портала павильона Азербайджанской ССР.

О. Павленко. Сбор хлопка

Великий станковист и монументалист

Большее количество работ известного советского скульптора и графика Алексея Ильича Тенеты (1899–1972) для ВСХВ связано с периодом ее послевоенной реконструкции. Вместе с другими мастерами он занимался оформлением павильона № 2 «Народное образование». В частности, в 1950-х годах перед входом в павильон находились статуи «Колхозница» и «Чабан», выполненные Тенетой. К сожалению, скульптуры не сохранились до наших дней.

А.Тенета. Статуи «Чабан» и «Колхозница»

Еще одна работа, выполненная в соавторстве с Дмитрием Шварцем, — скульптурная группа «Большевики Севера» находилась в 1939 году в павильоне «Советская Арктика». В этом произведении авторы показали представителей нескольких профессий. В центре группы — летчик, рядом моряк, колхозница, шахтер, рыбак, охотник. Композиция, как и сам павильон, утрачена.

А. Тенета. Скульптурная группа «Большевики Севера»

В 1951–1954 годах Алексей Тенета наряду с другими мастерами участвовал в создании скульптур для фонтана «Дружба народов» — девушек в национальных костюмах, олицетворяющих республики СССР.

Тенета работал в станковой, монументальной и монументально-декоративной скульптуре. Его работы хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Самую известную свою работу — памятник «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» — Алексей Ильич создал в 1961 году. Композиция украшает центральную площадь Владивостока. Памятник признан одним из лучших монументальных произведений послевоенного времени.

Мастер резьбы по дереву

Советский скульптор Лев Алексеевич Кардашев (1905–1964) был известен в художественных кругах как мастер деревянной резьбы. Его работы для ВСХВ относятся к двум периодам: строительства выставки в конце 1930-х годов и реконструкции ее территории в 1950-е.

В 1939 году возле диорамы Украинской ССР в Главном павильоне находилась скульптурная группа авторства Кардашева, но впоследствии она была утрачена.

Но самое известное произведение скульптора — уникальный деревянный рельеф «Новая жизнь» — сохранилось до наших дней. Рельеф украшает фронтон павильона № 67 «Советская печать» (бывший павильон Карело-Финской ССР). Внутреннее поле фронтона имеет пять рельефов, которые символизируют электрификацию и главные отрасли народного хозяйства Карело-Финской ССР: земледелие, лесную промышленность, животноводство и рыболовство. На сдвоенных деревянных колоннах размещаются деревянные статуи колхозницы с книгой и рабочего с разводным ключом.

Кардашев был родственником известного живописца и графика Владимира Фаворского и учеником прославленного скульптора-анималиста Ивана Ефимова. В Москве сохранился дом, в котором когда-то работали эти художники. Он известен как «Красный дом в Новогирееве» и находится недалеко от шоссе Энтузиастов. В 1936 году Фаворский, Ефимов и Кардашев получили участок земли под строительство жилья и мастерских, они сами сделали проект трехэтажного кирпичного дома и закончили строительство уже к 1939-му.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Римская мозаика» в Московском государственном музее С.А. Есенина

8 июня29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies