«Денщики», галоши и работа усмарей. Изучаем выставку «Легкой поступью по мостовой»

2 июля 2023
Культура

В усадьбе Измайлово открылась выставка «Легкой поступью по мостовой». Здесь можно узнать об истории обуви в России с X по XXI век, а вместе с тем — об образе жизни и быте прошлого. Экспозиция состоит из двух разделов: археологического и культурологического. Кроме обуви, в залах представлены аксессуары, предметы быта и одежды, плакаты, фотографии и архивные документы. О самых любопытных экспонатах и интересных исторических фактах рассказала Наталья Полонникова, куратор выставки.

 Наталья Полонникова, куратор выставки. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Кожа и немного шелка

Первый зал знакомит с археологической частью выставочного проекта. Камерная экспозиция буквально пропитана атмосферой Средневековья: здесь можно представить, как идешь по настоящей мостовой, взглянуть на торговый ряд с разной обувью, увидеть кожевенника и его мастерскую. Большинство предметов предоставил Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

В Средние века обувь была не только частью костюма, защищающей ноги владельца от холода, но и показателем достатка. Сапоги были и женской, и мужской обувью. Немногие знают, что именно с этой обувью связано известное выражение «на халяву». Дело в том, что голенище, называемое халявой, пришивалось к нижней части сапога отдельно, а потому сохранялось всегда гораздо лучше. Это позволяло экономить: бережливые люди со временем заменяли истрепавшуюся нижнюю часть с подошвой, пришивая голенище уже к новой. Так получался практически новый сапог.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Кроме них, в Средние века носили сандалии, туфли, поршни. Последние, похожие на лапти, считались самой простой, повседневной обувью. Наиболее дорогими были туфли — они часто имели резные накладки, а также подкладку из шелковых тканей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Гладкая кожаная подошва сильно скользила, и передвигаться зимой по заснеженным улицам было сложно. Находчивые мастера использовали железные ледоходные шипы и чесноки с шипами, которые крепились к подошве. Как они выглядели, можно увидеть на выставке: здесь представлены образцы XI-XIII веков. Чтобы сохранить тепло, в обувь подкладывали вязаные стельки. В экспозиции есть небольшой раздел с предметами, которые можно потрогать, чтобы лучше представить, что надевали на ноги в те времена, в их числе вязаные стельки и носки, небольшой кожаный сапожок с узорной строчкой и несколько пар обуви для взрослых.

Для юркой молодежи, не боящейся скользкой дороги, уже тогда придумали что-то вроде коньков: роль лезвия выполняли тщательно обработанные кости животных, которые привязывали к подошве через специальные отверстия.

Усмарское мастерство

В XII–XIII веках, когда сапожное дело отделилось от кожевенного, изготовлением обуви стали заниматься усмари (в Древней Руси усмой называли кожу). Чтобы сделать сапоги, туфли или что-то еще, мастер использовал выделанные шкуры крупного и мелкого рогатого скота. Его подручными инструментами были ножницы, точильные камни, деревянные колодки, шилья, железные гвозди, береста для плетения, приспособления для растяжки, заглаживания, выделки кожи и многое другое — все это тоже представлено на выставке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Детали будущей обуви усмарь сшивал льняными или конопляными нитями, которые натирал воском для прочности и защиты от влаги. Один из самых ценных экспонатов — клубок ниток XIV века. Второго такого нет, единственный экземпляр принадлежит Новгородскому государственному объединенному музею-заповеднику, который предоставил его для выставки в Измайлове. При желании за дополнительную плату усмарь мог приделать к обуви каблуки. На выставке показывают образцы XIV-XV веков — мужские сапоги на каблуке, появившиеся (как и сам каблук) в Европе ближе к XIV веку. Считается, что каблуки пришли от кочевников, которые использовали их вместо шпор для управления лошадью. Сначала в Европе каблук на мужской обуви олицетворял статус хозяина, уровень его влияния и власти. Потом этот элемент обуви распространился и на женский гардероб, постепенно становясь символом красоты.

А вот к обычным сапогам усмарь часто пришивал петли, с помощью которых промокшую обувь было удобно вешать около печи для сушки. На выставке есть фрагменты кроя сапог как раз с такими петлями. Кроме того, гости могут увидеть подлинные старинные фрагменты раскроя туфель, в том числе с ажурными узорами.

В отдельном блоке экспозиции представлено семь берестяных грамот, в которых упоминаются кожевенное и сапожное ремесла. Первую грамоту в Великом Новгороде обнаружили в 1951 году, а сейчас их насчитывается около двух тысяч. На выставке грамоты можно попробовать прочитать самим или послушать специально записанную озвучку.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Погребальная обувь

В 2019 году в Георгиевском соборе Юрьева монастыря проводились археологические раскопки. Специалисты нашли шесть каменных саркофагов, где с XI — начала XIII века хоронили знатных особ. Оттуда в собрание Новгородского государственного объединенного музея-заповедника попали сапоги и башмаки, которые надевали на усопших.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Погребальная обувь отличается от обычной не только назначением. Такую было бы просто невозможно носить: кожу брали очень тонкую (на нее не тратилось много материала), крой — из одной или двух деталей, шов шел вдоль или поперек подошвы, какие-либо крепления для ног отсутствовали.

Бывало, что усопшего обували в обычную обувь, из которой выдергивали гвозди и отрывали каблуки. Такое «приведение в соответствие», считали люди, может помочь покойнику воссоединиться с умершими родственниками.

От царской семьи до советских граждан

XVII и XVIII века на выставке представлены в импровизированной библиотеке. Дело в том, что обуви этого периода сохранилось крайне мало, но ее изображения можно увидеть в книгах и на гравюрах, а также прочитать о ней в документах.

Члены императорской семьи, конечно, уделяли особое внимание внешнему виду. До наших дней сохранилась собственноручная записка императрицы Елизаветы Алексеевны о заказе туалетов и шляп (предположительно, 1801 год), альбом, в который она на русском и французском языках записывала ежедневные расходы (1811–1824), а также рисунок дамских туалетов с пояснениями, выполненный Александрой Федоровной (1850-е). Есть на выставке и печатная книга 1865 года, где содержатся описания древней царской обуви.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

В конце XIX века появились швейные машины, которые можно было использовать и в обувной промышленности. Туфли, башмаки, сандалии делали более разнообразных фасонов, выбор стал шире. Массово производились специальные аксессуары — рожки для обуви, крючки для надевания сапог, а также приспособления для снятия обуви, которые назывались «денщиками», «ваньками» или «холуями». Для простых людей они могли быть деревянными, для богатых — чугунными или бронзовыми. Это разнообразие обуви и аксессуаров представлено в интерьерной экспозиции, где разные варианты обуви расположились на лестницах.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

В советские годы существовало множество фабрик по производству кожаной обуви. Большинство из них имели дореволюционную предысторию, а некоторые были, напротив, созданы с нуля. Именно советские обувщики первыми стали делать несколько разных замеров. Основоположником учета антропометрии стопы в обувном деле и создателем шкалы полноты и стопомера стал выдающийся советский и российский ученый Юрий Зыбин. К процессу производства привлекали ортопедов и физиологов — не секрет, что плохо сшитая обувь может повлечь проблемы со здоровьем, поэтому к делу подходили ответственно, ратуя не только за внешний вид, но и за комфорт. Российский музей медицины Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко предоставил для выставки несколько плакатов, посвященных санитарно-гигиеническому просвещению. Среди них есть экспонаты с агитационной поэзией Владимира Маяковского. История обувных фабрик СССР представлена на выставке в документах, альбомах, экспериментальных вариантах стелек и других вещах. А экземпляры симпатичной и удобной повседневной обуви 1950-1970-х годов выставлены в виде имитации витрины магазина, где модель выгуливает пары обуви.

Также в экспозиции впервые отражена история Общесоюзного дома моделей обуви, который существовал вместе с Общесоюзным домом моделей одежды. Последнему было уделено много внимания благодаря недавней выставке в Музее Москвы.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Галоши да валенки

Еще в 1860 году немецкий предприниматель Фердинанд Краузкоф, взяв в компаньоны местных купцов, основал в Санкт-Петербурге предприятие «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры», которое занималось продажей галош. Он также открыл на набережной Обводного канала первую в стране резиновую фабрику, на которой делал их.

Необыкновенно практичная обувь была нарасхват: ее носил весь императорский двор, чиновники, профессоры, простые крестьяне. Галоши надевали поверх повседневной кожаной обуви, защищая ее от дождя и грязи. К середине XX века стали популярны резиновые сапоги — их особенно полюбили городские модницы. В то же время неизменным аксессуаром в дождливую погоду стал зонт — на выставке представлены вещи, сделанные артелью «Ширпотреб», которая славилась отличным качеством в 1950-е.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Валенки появились в России в начале XIX века и сразу стали очень популярными. Со временем их начали производить на крупных сапоговаляльных фабриках в Тверской, Нижегородской, Костромской, Казанской губерниях. Среди поклонников этой обуви был и советский полководец Георгий Жуков, его валенки можно увидеть на выставке. Этот раздел необычно оформлен: в витрине с галошами можно услышать и увидеть дождь, а в экспозиции с валенками — снег.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Хромовые сапоги, модные кеды

Параллельно с повседневной развивалась и спецобувь, прежде всего военная. Еще в 1903 году генерал-майор Михаил Поморцев, пропитав особой смесью несколько слоев парусины, получил очень прочный и водонепроницаемый материал, который назвал керзой. Через два года, во время Русско-японской войны, солдаты смогли на деле проверить, насколько хороши сапоги из этого материала. Со временем буква е в названии поменялась на и, а сапоги получили широкое распространение.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Еще один военный атрибут — хромовые сапоги. Кожу (телячью, свиную или козью) обрабатывали растворами солей хрома, отсюда и название. Она становилась прочной, эластичной и одновременно мягкой. Раньше из-за дефицита и дороговизны хрома такие сапоги могли позволить себе разве что офицеры, но со временем, как и кирзовые сапоги, хромовые тоже шагнули за пределы армии. Такие носил, например, ученый-медик лауреат Сталинской премии второй степени Алексей Сперанский — они представлены на выставке. Кроме того, можно увидеть рыбацкие кожаные сапоги, которым пришли на смену резиновые, сапоги для электриков на деревянной подошве (1940) и сшитые к антарктической экспедиции сапоги «Полюс» (1980).

На выставке представлены несколько пар мемориальной обуви. Например, альпинистские ботинки с кошками, которые побывали на Эвересте: в них ходил путешественник Федор Конюхов в 1997 году.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Отдельная витрина посвящена спортивной обуви, которая экспонируется в кругу секундомера. В конце XIX — начале XX века появились теннисные туфли, туфли с шипами для бега и многое другое. После VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в 1957 году в Москве, советские юноши и девушки с первого взгляда влюбились в кеды. Вскоре такую же обувь стали делать и в СССР, появился ГОСТ. Кеды облюбовали артисты кино, в них «обули» даже известных мультипликационных героев: Волка из «Ну, погоди!», Шарика из «Простоквашина». На выставке можно увидеть матерчатые полукеды, принадлежавшие волейболисту мастеру спорта Виктору Свиридову.

Кроме того, среди экспонатов — самые первые бутсы, произведенные в СССР, туфли для гребцов (1970-е), а еще мужские и женские туфли из комплекта парадной формы сборной России на Олимпийских играх в Атланте в 1996 году. Последние разработали по эскизам Валентина Юдашкина.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Выставка будет открыта до 15 октября. Она разместилась в Южном и Малом выставочных залах усадьбы Измайлово.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события
Бесплатно

Игра стоит встреч: площадки для футбола, баскетбола, тенниса и волейбола

1 января 202331 декабря 2024

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies