На Каланчевской улице через дорогу от Казанского вокзала работает фабрика «Большевичка». Несмотря на «женское» название, здесь уже 90 лет шьют мужские пиджаки, брюки и пальто высокого качества.
Вообще, здание на Каланчевской улице старше, чем сама «Большевичка». До 1929 года здесь работала чаеразвесочная фабрика купцов Перловых, затем Каланчевская биржа.
«Дом был построен в 1910 году, – рассказывает член совета директоров АО «Большевичка» Владимир Гуров. – Это образец промышленного московского модерна. Изначально здание было трехэтажное, но потом, в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов, когда производство расширялось, сверху надстроили еще два этажа».
В 1929 году губернское управление передало здание тресту «Москвошвей» (Московское объединение предприятий швейной промышленности). Члены этого объединения и стали работницами новой фабрики. Первыми здесь появились цеха по пошиву пиджаков, брюк и пальто.
Следующее десятилетие стало для треста прорывным: появился новых цех – раскроечный, штат вырос с 250 до 2074 работниц, а главное – на предприятии организовали свои учебные курсы. Увеличился и модельный ряд. Кроме повседневных немарких костюмов, в линейке появилась униформа и летние плащи из светлого габардина. В это же время трест «Москвошвей» получает новое имя «Большевичка».
Каких только заказов за почти вековое существование не выполняла «Большевичка»! В 1930-е, к открытию Московского метрополитена, здесь шили первую униформу для служащих подземки. В 1940-х фабрику эвакуировали в Омск, а профилем «большевичек» стала военная форма для советских танкистов. Говорят, что в карманы готовых комбинезонов работницы вкладывали записки со словами поддержки. Но это, скорее, красивая легенда.
А вот история про форму олимпийской сборной оказалась вполне реальной. Летом 1980 года Москва принимала у себя атлетов со всего мира, и советской сборной нужны были красивые и стильные презентационные костюмы. За помощью обратились к швеям «Большевички».
«Тогда пришлось закрывать поток и перенастраивать все оборудование под другие, более легкие, не костюмные ткани. Пришлось подбирать другой режим обработки, использовать другие материалы – вплоть до ниток. В итоге объем был такой, что приходилось выходить сверхурочно», – вспоминает Владимир Гуров.
В разные годы с «Большевичкой» сотрудничали специалисты из Европы. Они привозили свои технологии и изучали российские разработки. Долгое время фабрика сотрудничала с французской компанией, а в начале двухтысячных начала работать с итальянскими специалистами.
Использовали в производстве и зарубежные лекала, правда с некоторыми изменениями.
«Морфология мужского тела в Германии, Франции, Италии и России все-таки разная. Поэтому, чтобы человек в костюме выглядел хорошо, чтобы пиджак и брюки хорошо сидели, лекала, конечно, надо адаптировать. Этим занимается наша конструкторская лаборатория и экспериментальный цех», – утверждает Владимир Гуров.
Более того, менять конструкцию классического костюма приходится каждые несколько лет. Например, нынешние российские мужчины начали следить за собой, а значит, изменились и фигуры.
«Сейчас типовая мужская фигура более атлетичная, многие ходят в спортзалы, и это требует новых форм», – рассказывает Владимир Гуров.
В наши дни на «Большевичке» производят примерно две тысячи изделий в месяц, есть свое конструкторское бюро и фирменные магазины. В линейке есть мужские костюмы и пальто, а также небольшое количество женской одежды. Всего в ассортименте фабрики 120 моделей, которые выпускаются под четырьмя торговыми марками.
В цехах работает система автоматизированного проектирования изделий и комплекс автоматического раскроя. Одежду шьют на итальянских, немецких и японских машинах.
Для изготовления одного костюма требуется более 200 последовательных операций, часть из них ручные. В результате на создание одного костюма из регулярной коллекции уходит в среднем 3,5 часа. А для премиального продукта – статусного костюма – требуется почти пять часов, не считая подготовки внутреннего слоя (бортовой прокладки), которая занимает около двух суток. Такой костюм идеально садится по фигуре, потому что элементы бортовых прокладок в нем не приклеиваются, а пришиваются особой машинной строчкой, которая требует от швеи большого опыта и мастерства.
«Размерная сетка у нас формируется не по двум параметрам – росту и размеру (как в масс-маркете), а по трем: росту, размеру и полноте. Плюс в линейке есть костюмы “крайних значений”, то есть самых больших размеров для самого маленького роста и наоборот», – объясняет Владимир Гуров.
Более того, у клиента есть возможность не просто полностью подогнать костюм под себя благодаря услуге made to measure («сделано по меркам»), но и кастомизировать существующие модели. В результате получится уникальный костюм, выполненный с учетом всех пожеланий владельца.
«Люди довольно часто используют эту возможность. Заказывают типовую модель, а ткань, фурнитуру и детали выбирают сами. Был, например, случай, когда имениннику на день рождения заказали пиджак из ткани, на которой были напечатаны фотографии человека», – рассказывает член совета директоров.
За трендами на «Большевичке» тоже пристально наблюдают. Специалисты фабрики принимают участие в фестивалях, ярмарках и модных показах. Каждая новая модель сначала обсуждается в конструкторском отделе. Здесь решают, как будет выглядеть будущий костюм. Модель отшивают в лаборатории, а после создают пробную партию. Всего между закупкой ткани и презентацией нового костюма может пройти около полугода.
Внимание уделяют каждой мелочи. Так, на пиджаках, сшитых специально для Mercedes-Benz Fashion Week, рисунок на деталях подогнан с такой точностью, что разглядеть стыки практически невозможно. К слову, эта коллекция – одна из первых коллабораций фабрики с дизайнерами. В будущем, по словам Владимира Гурова, таких моделей может стать намного больше.
В 2016 году предприятие получило специальный статус промышленного комплекса и теперь имеет право на городскую поддержку.
«“Большевичка” одной из первых получила от города статус промышленного комплекса Москвы и с 2016 года пользуется программой поддержки Правительства Москвы. 450 сотрудников фабрики – это уникальный коллектив, который является главной ценностью компании. Мы гордимся тем, что в Москве до сих пор работает фабрика, которая шила шинели для бойцов Красной армии, обмундирование для Парада Победы в 1945-м и участвовала в разработке формы для спортсменов Олимпиады-80. Я уверен, что это легендарное швейное производство продолжит одевать москвичей и москвичек в удобные и качественные костюмы», – отмечает руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.
Предприятие получило налоговые льготы на имущество и землю. Как подчеркивает Владимир Гуров, это очень серьезная помощь, так как «Большевичка» находится в центре города, где земля очень дорогая.
Сэкономленные средства фабрика тратит на развитие, модернизацию производства, инженерную инфраструктуру и социальные расходы, в том числе на повышение зарплаты сотрудников. В 2017 году, например, в эти направления «Большевичка» вложила более 60 миллионов рублей. В планах до 2022 года – вложить еще 150 миллионов рублей.
«Фабрика “Большевичка” станет одной из самых интересных локаций очередного этапа бесплатных экскурсий на заводы Москвы “Открой#Моспром”. Предприятие легкой промышленности выбрано неслучайно. Всего в этой сфере свою деятельность осуществляют порядка 20 крупных и средних организаций. Кроме того, отрасль представлена более чем 2,9 тысячи предприятий малого бизнеса. Москва занимает 9,5 процента в общем объеме отгруженной продукции предприятий легкой промышленности по России. По данным за январь – август 2019 года в отрасли работает порядка 19 тысяч человек», – говорит заместитель Мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.
В рамках проекта «Открой#Моспром» в конце ноября на «Большевичку» приедет Александр Васильев – историк моды, искусствовед, театральный художник, почетный член Российской академии художеств и создатель первого виртуального интерактивного музея моды и стиля. После экскурсии он прочтет лекцию «Современные тренды – мода с акцентом на костюмы».