В экспозиции Музея Востока можно найти многочисленные сосуды, покрывала, предметы одежды и украшения, принадлежащие культуре Узбекистана. Главный научный сотрудник отдела искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Екатерина Ермакова выбрала пять экспонатов и рассказала, чем они интересны.
Считается, что готовить плов нужно в металлическом казане, но есть можно только из глиняной посуды. Плов выкладывают на большие керамические блюда — ляганы, которые специально для этого изготавливали местные гончары.
В Ферганской долине керамической посудой с незапамятных времен славится селение Риштан, где находится месторождение гончарной глины. Риштанские мастера (усто) делают праздничные блюда с узнаваемыми синими узорами. Особенное сияние риштанской посуде придает ишкоровая глазурь зеленоватого оттенка, которую в старину делали из золы (ишкор) особого растения кыркбугин (сорокасуставчатый).
Орнамент риштанских изделий отличается четкостью и ясностью композиций. На блюдах часто встречаются изображения кувшинов и ножей, а также бордюр в виде решетки, идущий по краю. Такой узор считали оберегом, как и сами ляганы, которые иногда вешали в домах напротив двери от сглаза.
В экспозиции Музея Востока есть керамическое блюдо, найденное в 1989 году на полу полуразрушенной мечети при выезде из городка Шафиркан в Бухару. Оно выпало из кессонного потолка, в квадратных ячейках которого позже было обнаружено несколько таких блюд. На дне при хорошем освещении можно разглядеть темные узоры — три соединенные в центре крыла.
В коллекции музея есть редкая мужская тюбетейка — куллох. Она полностью покрыта ковровым узором, вышита тончайшим тамбуром — петельчатым швом, поэтому есть все основания полагать, что ее сделали в Бухаре. Дело в том, что в каждом районе была своя традиция вышивания тюбетеек: местные жители легко могли отличить такую вышивку, например, от кокандской, маргеланской или ходжентской.
В Ташкенте до революции женщины не носили тюбетеек. Исключением была свадьба: жених мог надеть этот традиционной мужской головной убор на голову невесты, а она дарила ему шапочку, вышитую своими руками. В начале XX века тюбетейка начинает постепенно входить в женский костюм — ее носили вместе с платками в зависимости от местных обычаев.
В Музее Востока наряду с остальными можно увидеть разные элементы женского костюма, например шелковые шнуры с серебряными куполками, бусами и бисером (их вплетали в косы) или женскую бархатную шапочку с рукавом для кос, которую начинали носить, выйдя замуж.
Это женский нарядный халат, который надевали на различные торжества. Он имел особое значение. В старину девочки начинали носить мунисак, когда им исполнялось 12 лет. Халат особого покроя со складками под мышками впервые надевали в праздничной обстановке во время обряда калтапушон.
После смерти хозяйки мунисак отдавали обмывальщице. Считалось, что она лишь берет его на хранение и в день воскрешения из мертвых вернет усопшей, чтобы та воскресла в женском обличье. А если халат умершей хотели использовать в дальнейшем, то его нужно было оставить на ночь на крыше под светом звезд.
В XX веке мунисак вышел из повседневного обихода, но его продолжали хранить в сундуке для ритуальных целей.
Чаепитие в Средней Азии — это необходимый ритуал приема гостей. Кажется, что чай здесь пили всегда, но на самом деле этот напиток получил популярность только во второй половине XIX века.
Вместе с чаем в обиход вошли и особые сосуды для его заваривания. В богатых домах были бронзовые кувшины с коротким носиком, прилегающим к невысокому горлу. Они называются чойдиш (название можно перевести как «чай — посуда»). Их грушевидная форма способствует быстрому нагреванию воды.
Чай пили из фарфоровых пиал, которые привозили из России и Китая. В керамические чаши (коса) клали сладости или катык — кисломолочный продукт.
В музее представлены разнообразные чойдиши, имеющие ребристые, приплюснутые или округлые формы, украшенные гравировкой, с литыми фигурными ручками.
Один из самых популярных видов народного искусства Средней Азии XIX века — это вышивка. Широкое распространение здесь получили крупные декоративные покрывала — сюзане, то есть «шитые иглой», которые предназначались для постели новобрачных, а потом служили настенными панно.
До последней четверти XIX века мастерицы, вышивавшие сюзане, использовали шелковые нити, окрашенные натуральными красителями. Тона получались мягкими, глубокими. Узоры рисовала специально приглашенная мастерица — калямкаш. Она брала полотно (скрепленные ниткой узкие полосы) и наносила на него контуры орнамента — чаще всего растительного.
После нанесения рисунка узкие полосы ткани вышивали по отдельности и потом их сшивали вместе. Поэтому часто узор на месте швов не совпадает, а детали одного и того же орнамента вышиты нитками разных оттенков.
В каждом районе существовали свои характерные узоры, разновидности вышивальных швов или их сочетания. Например, сюзане из Шахрисабза, не имеющие и миллиметра свободного фона, испещрены мельчайшими крестиками ироки, создающими впечатление коврового рисунка.
Сюзане было и частью приданого, которое готовила для девочки мать. Накануне свадьбы, чтобы к сроку завершить трудоемкую работу, на помощь призывались родственницы, соседки и все сообща брались за дело. Это своего рода ритуал, который начинался под чтение Корана. Когда покрывало было готово, им украшали дом во время праздника.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
Кубок «Москва – на волне»