В Доме-музее Марины Цветаевой открылась выставка «“Слава прабабушек томных”: быт старой Москвы». В экспозиции представлены предметы из фондов музея (скульптура, мебель, посуда, украшения), которые сопровождали жизнь москвичей XIX века, их будни и праздники.
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Название выставке дала первая строчка стихотворения «Домики старой Москвы», написанного Мариной Цветаевой в 1911 году. О старой Москве, исчезавшей в то время, напоминает коллекция открыток, на которых запечатлены дорогие поэту виды: храмы, особняки, перекрестки, улицы и переулки, бульвары и площади. Такие открытки были очень популярны: их отправляли друг другу в подарок, хранили дома в альбомах. Сейчас на них невозможно узнать, например, Тверскую улицу — теперь она выглядит совсем иначе.
Все экспонаты, представленные на выставке, — вещи с историей, переходившие в семье из поколения в поколение. Добротные, искусно сделанные, они также демонстрировали достаток своих хозяев. Одна из таких вещей — стол XIX века с откидной крышкой, выполненной в очень сложной технике маркетри (разновидность инкрустации по дереву). С внутренней стороны крышка обтянута зеленым сукном: за этим столом играли в карты в семье Эфрон.
Мемориальное значение имеют и некоторые другие экспонаты. От Елизаветы Эфрон, сестры Сергея Эфрона, остался чеканный металлический футляр для записной книжки, от Анны, другой сестры, — ракушечные бусы, от Ариадны Эфрон, дочери Цветаевой, — немецкая тарелочка с цветочным орнаментом и пресс-папье, увенчанное фигуркой собачки. А настольный секретер для хранения бумаг, украшенный в стиле шинуазри, для которого характерно использование стилевых приемов традиционного китайского искусства, принадлежал Фаине Раневской. Музею эту вещь передала певица Елена Камбурова, которая дружила с актрисой.
Демонстрируются на выставке и предметы, появившиеся в фондах музея недавно. Например, впервые экспонируется скульптура под условным названием «Юный поэт», изображающая юношу в средневековом костюме. Романтическая статуэтка вполне могла понравиться Марине Цветаевой.
Один из самых интересных экспонатов — керосиновая лампа в виде совы (конец XIX — начало ХХ века). Ее конструкция менялась со временем: когда керосин ушел из употребления, какой-то умелец прикрепил к ней электрическую оснастку, провод и патрон для лампы накаливания.
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
В XIX веке женщины всех сословий, включая высшее, много времени посвящали рукоделию: вышивке, вязанию, плетению из бисера. В соответствующем разделе выставки представлены не только инструменты и материалы, которыми пользовались мастерицы в конце XIX — начале ХХ века, но и сами работы — мешочек для благовоний с вышивкой гладью, пояс с вышивкой по канве. Маленькая нарядная игольница в футляре — свидетельница многих трудов — кажется, помнит прикосновение ловких, усердных женских рук.
Первый директор музея Эсфирь Красовская из своего личного домашнего собрания передала на выставку роговые и перламутровые пуговицы конца XIX — начала ХХ века, образцы вязания крючком, расшитую бисером кружевную вставку в декольте, а также гребни, резные шпильки из слоновой кости, которые поддерживали высокие женские прически.
Детские рубашки ручной работы, шитая бисером обложка записной книжки времен Серебряного века и бисерный дамский ридикюль, представленные на выставке, принадлежат сотруднице музея Елене Коркиной. Она была лично знакома с Ариадной Эфрон и работала с ней над разбором и публикацией архива Цветаевой.
В экспозиции также можно увидеть елочные игрушки в виде парусника и велосипеда, сплетенные из бусин руками Анастасии Цветаевой в середине ХХ века.
Значение театра для семейного досуга XIX века сложно переоценить. Премьеры, проходившие при переполненных залах, очень долго оставались главной темой светских разговоров. Профессиональные фотографы снимали постановки буквально по сценам, по кадрам, артистам устраивали и студийные, постановочные фотосессии.
Елена Коркина передала из собрания своей семьи множество старинных театральных открыток. На них — фотографии сцен из «Юлия Цезаря», «Горя от ума», «Нахлебника» и других постановок, которые шли в начале 1900-х в Московском Художественном театре.
Конечно, перед выходом в свет дама уделяла внимание внешнему облику: раскладывала перед собой на столике украшения, доставала щипцы для волос, выбирала духи. Среди экспонатов есть одна из любимых вещиц Елизаветы Петровны Дурново-Эфрон — фарфоровый флакон для духов, украшенный бело-синим рисунком. Флакон был изготовлен в середине XIX века. Дамы переливали любимый парфюм в такие красивые флаконы из заводских бутылочек.
Среди экспонатов в разделе, посвященном любви москвичей к театру, есть вещи, хозяев которых невозможно установить. Среди них — театральная перчаточная кукла, граммофонная пластинка с записью колыбельной из оперы «Африканка» Джакомо Мейербера и русской народной песни «Лучина, лучинушка», а также партитура оперы «Гибель богов» Рихарда Вагнера (1904).
Выставка «“Слава прабабушек томных”: быт старой Москвы» в Доме-музее Марины Цветаевой продлится до 21 января 2024 года.