Музей М.А. Булгакова показывает, что его посетители писали и рисовали на стенах в подъезде, Дарвиновский музей рассказывает об отношениях отцов и детей в животном мире, а в Музее Москвы уже началась «Типомания». Обо всех интересных выставках, которые открываются в мае, — в нашем материале.
Планируя культурный поход, не забывайте о санитарных правилах, которые помогают предотвратить распространение COVID-19. Посетители должны быть в масках, перчатках, соблюдать социальную дистанцию. Одновременно в залах могут находиться не более 50 человек, поэтому столичные учреждения культуры продают билеты по сеансам.
Даты: до 31 мая
Адрес: Саянская улица, дом 6б
Возрастное ограничение: 0+
Каждый год в мае в культурном центре «Интеграция» на Саянской проходит необычная выставка, в формировании которой помогают посетители. В экспозиции — фотографии и текстовые документы военных лет из семейных архивов сотрудников центра, участников работающих в «Интеграции» коллективов, а также жителей района Ивановское.
Биографии и портреты участников Великой Отечественной войны, фотографии памятных мест, копии военных писем, наградных документов, бережно сохраненные потомками героев, складываются в общее полотно. С каждым годом панорама все полнее. Принести семейные архивные документы для размещения их копий на выставке, которая открылась 1 мая, могут все желающие.
Даты: до 31 мая
Адрес: Большой Афанасьевский переулок, дом 15, строение 9
Возрастное ограничение: 6+
Тематическую выставку, приуроченную ко Дню Победы, подготовил и Дом Бурганова.
Музей, отмечающий в 2021 году свой 20-летний юбилей, представит работы скульптора Александра Бурганова, отражающие вечные темы добра и зла, света и тьмы.
Даты: до 16 мая
Адрес: Зубовский бульвар, дом 2
Возрастное ограничение: 0+
Выставка в рамках Международного фестиваля Typomania, посвященного шрифту, типографике, моушен-дизайну и цифровому искусству, — событие, которое не стоит пропускать тем, кто интересуется современным дизайном. В экспозиции — около 400 работ известных дизайнеров и художников. Среди них — плакаты швейцарской студии Balmer Hählen, книги дизайнера Ванг Жи-Хонга и принты дизайн-студии O.OO (Тайвань). Также среди участников выставки — нидерландская студия Dumbar, графический и шрифтовой дизайнер Марго Левек (Франция), немецкая студия Yukiko, дизайнер визуальных коммуникаций Тина Тули (Великобритания).
Даты: до 18 июля
Адрес: проспект Андропова дом 39, строение 69
Возрастное ограничение: 6+
Выставка, которая может понравиться тем, кто интересуется историей отечественного декоративно-прикладного искусства, в частности ткачеством, открылась 1 мая во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском. Она представит хлопковые набивные ткани (ситцы, сатины, миткали, поплины), созданные между ХVIII–ХХ веками, из коллекций шести российских музеев.
История русских хлопчатобумажных тканей началась в конце XVIII столетия, когда хлопок начали ткать в России из азиатской пряжи, а с 1829 года — из собственного сырья. Самыми известными изготовителями ситца были знаменитые представители династии Барановых. Барановские ситцы, в свое время восхитившие весь мир своими красочными декоративными узорами, займут особое место на выставке.
Даты: 12–17 мая
Адрес: Большая Садовая улица, дом 10
Возрастное ограничение: 0+
Лестница шестого подъезда, ведущая к «нехорошей квартире», давно стала точкой притяжения для поклонников творчества Михаила Булгакова. Посетители музея не первый год оставляют на стенах подъезда рисунки, цитаты из произведений писателя и свои впечатления от посещения музея. Сотрудники музея не препятствуют этим порывам, однако периодически стены красят, чтобы дать место для новых граффити. Но перед этим проводят фотосъемку.
Краткосрочная выставка «Дорогие посетители» позволит заглянуть под слои краски — в подъезде будут размещены фотографии самых ярких фрагментов рисунков и надписей разных лет. И, конечно, все желающие смогут оставить свой след на легендарных стенах, вдохновляясь увиденным и прочитанным.
Даты: 14 мая — 31 августа
Адрес: Малая Грузинская улица, дом 15
Возрастное ограничение: 0+
Каждую зиму в Арктике наступает полярная ночь — период, когда солнце не появляется из-за горизонта. Полярная ночь влияет на все аспекты жизни людей, живущих за Северным полярным кругом, — не только на настроение, но и на увлечения. Например, разведение цветов на Кольском полуострове требует особых усилий и специального оборудования. О том, как работают цветоводы в Заполярье, рассказывает фотовыставка Екатерины Максимовой.
Больше всего растений и самые мощные лампы находятся в Полярно-альпийском ботаническом саду-институте имени Н.А. Аврорина, самом северном ботаническом саду России. На выставке представлены фотографии оранжереи, существующей здесь с 1943 года, и инсектария сада. Не менее интересны снимки, сделанные у цветоводов-любителей из клубов «Фиалки на Мурмане» и «Многоцветие Севера».
Даты: 14 мая — 1 сентября
Адрес: Борисоглебский переулок, дом 6, строение 1
Возрастное ограничение: 6+
Выставка «От Гагаринского до Трехпрудного» расскажет о квартире в Борисоглебском, куда в 1914 году въехали молодожены Марина Цветаева и Сергей Эфрон, как о месте, в котором соединились черты домов их детства. Дом профессора Цветаева в Трехпрудном переулке и городское имение семьи народовольцев Эфронов в Гагаринском переулке при всех своих различиях во многом схожи между собой. Обоих домов уже нет, но сохранились поэтические их описания, сделанные супругами. Выставка представит реликвии двух семей из музейных собраний Москвы, Иванова, Тарусы и Ново-Талиц: личные вещи, предметы искусства и быта, книги и документы.
Вторая выставка, «Разлука», посвящена последнему периоду жизни Цветаевой в Борисоглебском, пришедшемуся на 1920–1922 годы. Он вместил в себя немало расставаний — с мужем, друзьями, многими современниками — и публикацию в Берлине книги, давшей название выставке. Ее герои — Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев и другие мысленные и реальные собеседники Цветаевой — представлены через фондовые предметы, которые раскрывают ту или иную сторону их личности.
Даты: 15 мая — 4 июля
Адрес: Леонтьевский переулок, дом 6
Возрастное ограничение: 0+
Совместная выставка, подготовленная Музеем М.А. Булгакова и Домом-музеем К.С. Станиславского, расскажет о начале сотрудничества писателя со МХАТом в 1926 году. Булгаков в то время работал над пьесой по своему роману «Белая гвардия», а группа молодых актеров и режиссеров второй студии искала современный репертуар.
Булгакову пришлось переписывать пьесу, подчиняясь не только сценическим законам, но и требованиям цензуры. Из идеологических соображений изменилось и название на более нейтральное. Спектакль несколько раз был на грани запрета. В 1929 году его сняли с репертуара, но спустя несколько лет, после одобрительного отзыва Сталина, вернули. «Дни Турбиных» с неизменным успехом шли на сцене Художественного до 1941 года.
Даты: 22 мая — 22 августа
Адрес: улица Вавилова, дом 57
Возрастное ограничение: 0+
Новая выставка Дарвиновского музея предлагает посмотреть, как решается проблема отцов и детей в животном мире. Посмотреть и удивиться, как по-разному ведут себя представители поколений в разных семействах млекопитающих. Чаще всего семья распадается, когда потомство подрастает и может обходиться без поддержки мамы и папы. Но возможны варианты. У некоторых приматов и грызунов молодежь объединяет усилия и отвоевывает власть у вожака. А бурые медведи, сурикаты и гоацины, напротив, мирно уживаются в семье, состоящей из представителей многих поколений: подросшие дети остаются с родителями и помогают им воспитывать младших братьев и сестер.
На выставке представлены скульптуры, живописные полотна и графические работы знаменитых скульпторов и художников-анималистов Василия Ватагина, Вадима Трофимова, Константина Флерова, Галины Шилиной, а также предметы из естественно-научной коллекции музея и авторские фотографии Александра Авалова.
Даты: 25 мая — 5 сентября
Адрес: проспект Андропова, строение 69
Возрастное ограничение: 6+
Новая выставка музея-заповедника «Коломенское» посвящена личности и творчеству фотографа Ивана Барщевского, мастера архитектурной съемки, заслуженного деятеля искусств РСФСР. По собственной инициативе он начал фотографировать ветшающие памятники русской храмовой архитектуры, желая сохранить их для потомков. О многих храмах, уничтоженных в годы советской власти, мы сегодня имеем представление только по его фотографиям. С 1936 года Барщевский служил хранителем Московского государственного объединенного музея-заповедника, поэтому в коллекции сохранилось много его работ.
Выставка представляет мемориальные предметы, образцы музейных коллекций, демонстрирующие вкусы и увлечения Барщевского, и, конечно, его снимки, навсегда вошедшие в золотой фонд мировой фотографии. Большая часть предметов экспонируется впервые.