В музее «Дом Бурганова» открылась выставка «Мраморный гость». Она знакомит со скульптурой «Похищение Прозерпины» итальянского мастера рубежа XVIII и XIX веков Паоло Трискорни, попавшей в коллекцию музея в 1990-е годы. Скульптура, иллюстрирующая античный миф о богине подземного царства, вступает в диалог с работами директора музея скульптора Александра Бурганова. О том, какой разговор ведут скульптуры разных времен, рассказывает Мария Бурганова, заместитель директора по науке, дочь мастера.
Основой для создания скульптуры стал древнеримский миф, объясняющий смену времен года. Согласно ему бог подземного царства Плутон (в Древней Греции — Аид) похитил дочь своего брата Юпитера (Зевса) — Прозерпину (Персефону). Юная Прозерпина так понравилась Плутону, что он взял ее в жены, не спрашивая, согласна ли она. Мать Персефоны, богиня плодородия Церера (в мифологии Древней Греции — Деметра), узнав правду, так опечалилась, что земля замерла, цветы на лугах начали увядать, а деревья сбросили листья. После вмешательства Юпитера было решено, что половину года Прозерпина будет проводить с супругом, а другую половину — с матерью.
Этот сюжет вдохновлял многих мастеров. Эталонной скульптурой по его мотивам считается работа художника итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини, созданная в 1621–1622 годах и хранящаяся сегодня в Комнате императоров на вилле Боргезе в Риме.
Еще одну известную версию скульптурного воплощения мифа создал полвека спустя ученик Бернини Франсуа Жирардон, она находится в Версале. В 1811 году миф нашел воплощение в скульптуре русского мастера Василия Демута-Малиновского, ее можно увидеть в Санкт-Петербурге у Горного института.
«Похищение Прозерпины» из коллекции Дома Бурганова создал на рубеже XVIII и XIX веков итальянский скульптор Паоло Андреа Трискорни, представитель династии итальянских скульпторов, которые работали в России с конца XVIII века до 1870-х годов. Трискорни создавали мраморные статуи для парковых ансамблей. Семья открыла мастерские сначала в Петербурге, а затем в Москве.
В коллекцию Доме Бурганова «Похищение Прозерпины» Паоло Трискорни попало в 1990-е годы из усадьбы Нарышкиных в Филях, тогда же статую передали на государственное хранение. С тех пор она неизменно находится в открытом доступе. К сожалению, статуя попала в музей с многочисленными повреждениями: утрачены руки, ноги и голова Прозерпины, у Плутона сильно пострадало лицо.
Мария Бурганова говорит, что в 2023 году планируется провести реставрацию скульптуры Паоло Андреа Трискорни. Ее очистят от грязи и проведут консервацию. При этом никаких восполнений не будет.
В музее есть идея воссоздать точную копию скульптуры по старым фотографиям и поставить рядом с оригиналом. Так статуя получит новую жизнь, а посетители увидят, какой она была в прошлом.
Все скульпторы, берущиеся за сюжет о похищении Прозерпины, так или иначе ведут диалог с Бернини — стараются повторить эффект мягкости тела, которого он добился от мрамора. В экспозиции Дома Бурганова «Похищение Прозерпины» Трискорни тоже вступает в другой диалог — не с высказываниями других скульпторов на эту тему, а с работами Александра Бурганова.
Выставка «Мраморный гость» проходит в Большом дворе музея, где размещены крупные работы скульптора Александра Бурганова. Организаторы расположили ее таким образом, чтобы дать возможность зрителю посмотреть на нее под разными углами. Так создаются новые композиционные связи в привычном пространстве: несколько скульптур перемещают — и возникают новые художественные образы и экспозиционные пространства.
«Трискорни мастерски показал в этой работе чувственность, она очень реалистична, — отмечает Мария Бурганова. — Посмотрите, как Плутон держит Прозерпину, его пальцы словно впиваются в ее тело. Мрамор будто оживает, становится мягким, теплым, как у Бернини».
Рядом с «Похищением...» разместили бронзовую скульптуру «Письмо» — сюрреалистический памятник эпистолярному роману поэтов Марины Цветаевой и Райнера Марии Рильке. Скульптура представляет собой женский торс, вместо головы у которого — конверт. Тело тоже обнажено, но в нем уже не найти той телесности, что есть в работе Трискорни. Скульптура геометрически проста. Дело в том, объясняет Мария Бурганова, что любовь в переписке Цветаевой и Рильке была платонической. С другой стороны от скульптуры Трискорни — драматичная статуя «Расстрел», руки, воздетые в немом протесте. Это повод подумать о протесте Прозерпины, не желавшей подчиниться Плутону.
«Но мы знаем финал этой истории: Плутон возвращает Прозерпину на землю, и радость ее матери пробуждает природу. Эту радость символизирует скульптура “Букет”, стоящая поблизости. Это Прозерпина, словно весна, возвращается», — улыбается Мария.
Античные мотивы пронизывают творчество Александра Бурганова. Среди скульптур, находящихся на разных уровнях в Большом дворе, много изображений героев мифов и мифических существ. Например, по оси большой аркады размещена скульптура крылатого коня Пегаса, рядом с входом в мастерскую — изображение сфинкса.
Миф об Икаре, осмелившемся подняться в небо на самодельных крыльях и наказанном за дерзость богами, скульптор интерпретировал на современный лад. Икара, запечатленного в трагический момент падения, можно увидеть, лишь обойдя скульптуру. С лицевой стороны «Икар» Бурганова — страшная муха. Таким образом, объясняет Мария Бурганова, мастер показал моральное падение человека, нарушившего общественные нормы.
Александр Бурганов, с одной стороны, скульптор-символист, с другой — сюрреалист. Он работает в разных направлениях: в графике часто обращается к библейским текстам и произведениям античных авторов, создает метафорические образы, любит портрет. И особенно — портрет современника с натуры. Иногда даже подходит к посетителю с предложением создать его изображение. Он лепит быстро, темпераментно и всегда с необычайным гипнотическим сходством.
Экспозиция Дома Бурганова под открытым небом расположена на трех площадках — в Большом дворе, Малом и Музейном садике. Основная экспозиция находится в галерее «Пегас». Здесь античная тема продолжается: в окнах фасада мы видим полет Пегаса, музу с крылом, профиль Аполлона и его колесницу. Но интересно это здание в первую очередь своей историей. 100 лет назад оно было общежитием для перемещенных лиц, или «домом счастья», как называет его Мария Бурганова.
«В 1920-х здесь временно селили съезжавшихся в Москву специалистов, необходимых для восстановления страны: инженеров, врачей, музейных работников... Среди жильцов был, кстати, известный лингвист Дитмар Розенталь, — рассказывает Мария Бурганова. — Нам под музей передали руины этого здания. Когда удалось его привести в порядок, сюда начали приходить очень пожилые люди — дети тех переселенцев. Мы называли их “наши соседи” и с удовольствием слушали их рассказы о прошлом дома».
Александр Бурганов решил, что каждое окно должно быть индивидуальным, как памятник конкретному человеку, который внес вклад в культурное развитие страны. Так в окнах появились скульптуры — дань памяти тем, кто здесь когда-то жил.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024