Бумажные книги я покупаю тогда, когда хочу, чтобы конкретные издания всегда были дома, чтобы их можно было взять в руки в любой момент. К электронным носителям отношусь лояльно, иногда просто удобнее читать с экрана телефона — например, если стоишь в пробке. Но если издание предполагает авторские иллюстрации, то, конечно, приятнее изучать бумажный вариант — как в случае с одним из моих любимых писателей Андреем Балдиным.
«Московские праздные дни» — одна из тех книг, которые в свое время заставили меня почувствовать то, что называют метафизикой места, ощутить себя в Москве абсолютно по-другому. В книге традиционный календарь переплетается с картой города и великой русской литературой.
Андрей Балдин — архитектор, путешественник, культуролог, историк. Его книги — своеобразная карта нашей страны и огромное трудоемкое исследование, в котором он изучал «пространственно-литературные миры» Пушкина, Толстого, Чехова и других писателей. Что касается иллюстраций в произведениях Балдина — они великолепны. Многие выполнены самим автором.
С Андреем Дмитриевичем мы были лично знакомы. Он был безумно интересным рассказчиком.
По образованию я историк, культуролог, и это наложило определенный отпечаток на мои читательские предпочтения. Одна из моих любимых книг — «Гений места», в котором Петр Вайль рассматривает города мира в контексте того или иного великого автора. Некоторые из этих людей выросли в местах, о которых идет речь, некоторые только писали о них в своих произведениях — например, как Шекспир о Вероне.
Вайль — писатель, исследователь и путешественник, его всегда интересовали культура и история мест, где он бывал. Он говорит обо всем этом простым, понятным и увлекательным языком.
Если я еду куда-то в Европу, то обязательно обращаюсь к этой книге. Всегда нахожу там что-то новое для себя.
Умберто Эко — один из моих любимых писателей. Главный герой романа «Баудолино» — средневековый творец мифов. Это такой выходец из народа, который делает свою карьеру на том, что рассказывает сказки, небылицы. Очень веселый персонаж. Механику создания средневековых мифов Эко показывает с большим художественным изяществом, используя подлинные исторические факты. Он мастерски показывает грань между вымышленным и настоящим.
Несмотря на то что действие романа происходит в Средневековье, «Баудолино» актуален и сегодня. Сказки и небылицы, которые придумывает главный герой, — те же фейковые новости, которые иногда бывает трудно отличить от правды.
Роман «Лавр», опубликованный в 2012 году, показывает весь спектр таланта Евгения Водолазкина — и как крупного специалиста по древнерусской литературе, и как писателя.
С одной стороны, внешне это произведение — великолепно стилизованное подражание традиционной житийной литературе. В нем замечательно реконструирован внутренний мир человека Древней Руси. Но по ходу повествования возникают неожиданные эпизоды с перемещением читателя во времени. Внезапно мы оказываемся в каком-то советском сельском магазине, хотя только что были в глубоком средневековье. Или вдруг главный герой натыкается на пластиковые бутылки в лесу, хотя их еще не должно было быть и в помине. Делает это автор намеренно, чтобы столкнуть в нашем сознании два разных времени.
«Лавр» написан великолепным русским языком, такое сейчас не часто встретишь. Поэтому неудивительно, что его буквально растащили на цитаты.
Все произведения Федора Михайловича необычайно сильные, но «Бесы» лично для меня — пример очень плотной, насыщенной, наэлектризованной ткани романа. В тексте постепенно возникает и нарастает настоящий ужас. Эта книга в свое время произвела на меня огромное впечатление.
«Бесы» — роман о том, куда могут привести нас самые благие намерения по переустройству общества, о том, чем грозит попустительство и безответственность, и о том, что может родиться в закоулках города, какие чудовища могут гнездиться в головах людей, живущих по соседству. И в нас самих тоже.
Интересно, что в этом романе есть и московские следы — оно и неудивительно, ведь Достоевский, хоть и считается питерским писателем, родился и жил до 14 лет именно в Москве, а потом много раз приезжал сюда.