Белила, маски и бархат. Смотрим спектакль «Женщина-змея» Театра на Малой Бронной

9 января 2020
Театральные события

Московский драматический театр на Малой Бронной представил одну из самых ожидаемых премьер этого сезона – гротескный спектакль «Женщина-змея» Олега Долина по сказке Карло Гоцци. Посмотреть постановку в духе площадной комедии дель арте приглашают во Дворец на Яузе, куда театр переезжает на время ремонта своего здания.

Фьяба о семье

Главная героиня, фея Керестани, влюбляется в смертного принца Фаррускада и выходит за него замуж. Но есть одно условие: если за восемь лет и один день Фаррускад хотя бы единожды проклянет ее, она превратится в змею. Спустя какое-то время молодой супруг решает узнать, кем была его возлюбленная до свадьбы, а она, забрав с собой их малышей-близнецов, исчезает. Теперь принц хочет во что бы то ни стало их вернуть.

«Несмотря на все сумасшедшие хитросплетения и череду всех превращений и испытаний, это произведение о семье, семейных ценностях», – уверяет режиссер спектакля Олег Долин.

«Женщину-змею» итальянский писатель и драматург Карло Гоцци написал в 1762 году. Она стала пятой по счету театральной сказкой, или фьябой, написанной Гоцци. Фьяба – трагикомедия, в которой сказочный сюжет подается с помощью буффонады и импровизации. Играя в таком спектакле, артисты реагируют на действия и слова зрителей, шутят с ними, полностью разрушая четвертую стену.

Комедия дель арте (сommedia dell’arte) – вид итальянского уличного театра, появившийся в середине XVI века и ставший предшественником пантомимы. Все актеры, кроме двух центральных персонажей, носят маски, играют несколько ролей, постоянно переодеваясь.

«Главная героиня в комедии дель арте появлялась без маски, но у нее всегда было выбеленное лицо и розовые щеки», – добавляет актриса Евгения Ивашова, играющая Керестани.

Ее партнер, актер Сергей Кизас (Фаррускад), тоже появляется на сцене с набеленным лицом. Перед выходом на сцену он сам наносит на себя грим.

«Я подумал, что, если я выбелю себе лицо, тоже буду в некой маске. Она как-то облагораживает», – говорит он.

Главное – гротеск

Все действие под аккомпанемент живой музыки происходит на незамысловатой деревянной конструкции, которая одновременно обозначает и сцену уличного театра, и кулисы. Декорации придумал художник Сергей Якунин, постоянный соавтор Олега Долина. Художник Евгения Панфилова нарядила артистов в одежду, похожую на карнавальные костюмы, бархат, остроносую обувь и перчатки, делающие пальцы неестественно длинными.

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Перед началом репетиций у артистов были специальные занятия, на которых их учили играть именно в жанре комедии дель арте. Двигаться, сидеть, стоять, говорить – все приходится делать совсем по-другому: гротескно, преувеличенно.

«Это очень отличается от обычного драматического спектакля, к которому мы привыкли, это всегда взаимодействие со зрителем. Ты даже со своим партнером общаешься не напрямую, а глядя на зрителей. Энергии на такой спектакль затрагивается гораздо больше», – отметила Евгения Ивашова.

«Женщина-змея» не первый опыт ее работы в таком жанре. Актриса сталкивалась с дель арте в Щукинском училище. Так повезло не всем. Например, для Максима Шуткина участие в спектакле стало одновременно первым знакомством с жанром.

«Правила существования удивительные: ты не можешь себя оценивать без огласки зрителя. Зритель дает понимание, туда ты двигаешься или нет», – говорит он.

Его герой Джеонка – добрый сатир и друг принца. Он озорничает по полной: во время действия перемещается в ложу, где всерьез целует одну из зрительниц. Этот момент в спектакле появился в результате импровизации, но его решили оставить.

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

«Москве не хватает дель арте»

В прошлом сезоне Олег Долин поставил сразу два сказочных спектакля, ставших событиями: «Снегурочку» в Театре наций и «Зобеиду», открывшую новое пространство – Театральный двор в Российском академическом молодежном театре. Как и «Женщина-змея», «Зобеида» была создана по сказке Гоцци. Эти два спектакля очень похожи: те же декорации, маски, стиль.

«Но сейчас играют другие люди, другая труппа. С “Зобеидой” был почти год репетиций, а здесь мы все сделали в очень сжатые сроки. Такую планку я задал сам себе. Могу сказать, что дель арте очень захватывает. В Москве этого жанра очень не хватает», – рассказал Олег Долин.

«Женщина-змея» открывает программу спектаклей для всей семьи «Большие режиссеры маленьким зрителям». Олег Долин обещает, что будет и дальше знакомить зрителей со сказками Гоцци – в такой же подаче. А пока можно сходить на «Женщину-змею»: следующие показы – 1, 23 и 24 февраля.

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события
Бесплатно

Игра стоит встреч: площадки для футбола, баскетбола, тенниса и волейбола

1 января 202331 декабря 2024

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies