Все большему числу исторических зданий в Москве возвращают первоначальные интерьеры. Талантливые столичные художники-реставраторы воссоздают вид, стиль, цвет и фактуру элементов внутреннего декора помещений. Для того чтобы увидеть отреставрированные интерьеры, не нужно покупать билеты в музеи. Ведь в основном это общедоступные места. Например, можно зайти в кинотеатр «Художественный» и посмотреть на старинные кессоны (углубления) потолка или барельефы с античным сюжетом. В церкви Святого Климента на Пятницкой интерес представляет старинный позолоченный многоярусный иконостас, в павильоне «Земледелие» на ВДНХ — мозаичный пол терраццо с разноцветным витражом.
Пятикупольная церковь Святого Климента на пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка считается крупнейшей в Замоскворечье. Храм был построен в 1770 году. Зайдя внутрь, можно увидеть полностью сохранившуюся отделку интерьера XVIII века. Четверик, трапезная и колокольня сегодня имеют те же планировочное решение, формы и архитектуру в стиле петербургского барокко, что были задуманы изначально. Специалистам предстояла непростая работа, так как к моменту реставрации здание сильно обветшало.
«В ходе восстановления храма было проведено укрепление несущих конструкций, отреставрирован белокаменный и гипсовый декор, столярные заполнения проемов, восстановлены конструкции кровель. Максимально сохранена живопись стен и сводов. Отдельные реставрационные работы велись с живописью и богатым декором иконостаса», — рассказал Денис Писарев, работавший инженером-реставратором на этом объекте.
В результате были отреставрированы деревянные лестницы, ведущие на хоры четверика. Помимо этого, во всем храме воссозданы, а местами отреставрированы сохранившиеся белокаменные полы и лестницы.
Кропотливая работа проведена при реставрации уникального многоярусного иконостаса. Основной его каркас изготовлен из дерева, а мелкие детали — из гипса с позолотой.
«Перед тем как приступить к реставрации иконостаса, мастера бережно очистили его от пыли, грязи, копоти свечей. Затем сколотые и утраченные элементы были докомпонованы гипсом и вновь позолочены. Весь сохранившийся декор на стенах храма был укреплен: лики ангелов, барочные рокайли и каракатицы. При этом гнезда дополнительных крепежей скрыты от глаз под легкими гипсовыми замазками», — уточнил Денис Писарев.
Интересное открытие сделали мастера во время работ с фреской Богородицы над входом в трапезную. Реставраторы-живописцы обнаружили, что часть изображения неоднократно перерисовывалась. А именно рука Богородицы, которая меняла свое положение по неизвестной причине. В итоге руке вернули первоначальный вид. Также расчистили и вернули былую яркость плеяде звезд, изображенных на сводах куполов. Специалисты вернули первозданный вид кованым дверям, запирающим вход в трапезную из помещения колокольни. С них сняли позднюю масляную краску, устранили пробоины и места коррозии и покрыли новым защитным красочным слоем.
Следующие исторические интерьеры, которые совсем недавно были отреставрированы и стали доступны взорам посетителей, находятся в старейшем кинотеатре столицы «Художественный». Если зайти внутрь, то можно увидеть элементы и целые интерьеры такими, как они были задуманы автором — архитектором Федором Шехтелем — в 1912–1913 годах.
В зрительном зале реставраторы привели в первозданный вид исторические барельефы и ограждения балконов.
«С 2018 года барельефы с античным сюжетом “Битва лапифов с кентаврами” были зашиты фанерными щитами. Мы их освободили и при помощи химических составов и щадящих отпаривателей очистили от многочисленных слоев краски, что год за годом накладывали на профиль. С ограждений балконов убрали докомпоновки и участки ремонтных заплаток советского периода. В результате к античным барельефам вернулась четкость линий, утраченные детали были воссозданы», — рассказал Денис Писарев, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской.
Балкон сегодня является редким элементом зрительного зала в кинотеатре. В «Художественном» он поддерживается двумя колоннами, которые увенчаны изображениями древнегреческого бога Диониса, а боковые грани украшены акантовыми листами. Специалистам удалось отреставрировать на колоннах под балконом все четыре лика древнегреческого бога и грани колонны. Ограждение балконов с лицевой стороны очистили специальными составами и паром.
Сложные реставрационные работы были проведены и с потолком кинотеатра. В ранние советские годы часть кессонов потолка, задуманных Шехтелем, была замурована. Позднее к ним был прибит подвесной потолок, что сделало состояние потолочных ниш еще более плачевным. Реставраторам удалось собрать заново рельеф потолочных кессонов и создать новую несущую основу. Вернуть былой вид удалось и вентиляционной решетке в центре потолка.
По сохранившимся образцам специалистам удалось в точности воссоздать все ступени исторических лестниц кинотеатра.
Проект Киевского вокзала был разработан в 1912 году инженером Иваном Рербергом и архитектором Вячеславом Олтаржевским. Построено здание было в 1914 году в классическом стиле с элементами ампира.
С 2013 по 2016 год в здании проводилась масштабная реставрация. Специалисты отремонтировали подпружные арки (поддерживающая свод конструкция), гранитные ступени и цоколь, колонны, пилястры, металлические и каменные скульптуры. Восстановлены двери, люстры, фонари, живопись и лепнина. Воссоздали по образцу оригинальных латунные ручки и дверные петли. А также дверные решетки, окна и декоративные панели тамбура.
Восстановлена роспись в залах дальнего следования, детали интерьеров, а некоторые помещения перекрашены. В реставрации также нуждалось овальное панно кисти Бориса Ланге на потолке. На панно нанесены буквы МКВ (Московско-Киево-Воронежская дорога) и даты — 1914 и 1916 (время начала строительства вокзала и предположительная дата завершения).
Проект реставрации здания вокзала стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2016».
Павильон № 58 «Земледелие» (бывший «Украинская ССР») построен по проекту архитектора Алексея Тация к открытию выставки в 1954 году. Последние комплексные научные исследования и реставрация там начались в 2016 году.
Одной из основных сложностей в павильоне для специалистов стала реставрация полов терраццо с цветочным геометрическим рисунком.
Состояние полов было удручающим — провалы, истертости, многочисленные утраты и повреждения. Работа проходила в несколько этапов: восстанавливалось железобетонное основание, затем на выровненную и подготовленную поверхность на прежние места выкладывался рисунок полов терраццо, затем он полировался.
Мастера отреставрировали витраж «Переяславская рада» 1654 года. Состояние крепежных элементов каркаса витражных художественных стекол находилось в аварийном состоянии. Это могло привести к обрушению и полной утраты витража.
«Каждое стеклышко с фрагментом рисунка было демонтировано, промыто, расчищено от грязи и копоти. Реставрационными методами были восстановлены фрагментарные утраты рисунков стекол и воссозданы утраченные элементы. После реставрации элементов каркаса все витражные живописные стекла были возвращены на прежние места», — рассказал автор проекта реставрации объекта почетный реставратор города Москвы Владимир Покачалов.
Работа реставраторов в павильоне «Земледелие» отмечена дипломами «Московской реставрации — 2018».
Тайны Живописного моста
«Московская A Cappella». Победители 2024