Каждый музейный экспонат в некотором смысле сокровище, сохраненное время и история. Но в музеях, подведомственных Департаменту культуры Москвы, есть и драгоценности в прямом смысле этого слова — предметы из серебра и золота, украшенные бриллиантами, сапфирами, изумрудами и жемчугом. Рассказываем о некоторых из них.
Музей Москвы — один из старейших в столице. Он был основан в 1896 году, его коллекция насчитывает более 850 тысяч единиц хранения, включая богатый фонд драгоценных металлов. Одна из главных его реликвий — кольцо с бриллиантом, изготовленное к 300-летию дома Романовых, особый подарок от имени российского императора. Кольцо создал серебряных дел мастер А.М. Тобинков из Санкт-Петербурга, сотрудничавший со знаменитой фирмой «Никольс и Плинке». Подобные перстни с датами 1613–1913 и двуглавым орлом делали не только крупные фирмы, но и частные ювелиры. В 1954 году украшение вернулось в Россию: его передали Москве от имени жителей Манчестера во время проведения спортивных состязаний.
Жетон Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года принадлежал московскому купцу потомственному почетному гражданину Николаю Маттейсену, который представлял на выставке аптекарские товары. Памятные жетоны из золота с эмалью делали для организаторов и экспонентов, на одной стороне был изображен павильон с надписью «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882» по окружности и герб Москвы, на другой — государственный герб с именем владельца. Рисунок разрабатывал архитектор академик Императорской академии художеств Николай Набоков, утверждал его московский генерал-губернатор, а изготавливала изделия фирма знаменитого ювелира Ивана Хлебникова. Интересно, что приступить к созданию именных жетонов возможно было только после того, как заказчик предъявлял официальное удостоверение об участии в выставке. Кроме именных, изготовили и памятные жетоны на продажу, их можно было купить за 35 рублей.
Золотую сканую (филигранную) нашивку XIV века в виде лотоса «Арабский цветок» обнаружили во время раскопок Тушкова Городка. Исследователи считают, что похожие нашивки имеют восточное происхождение, и сравнивают находку с украшениями одежды казанских татар XIII–XIV веков, которые до XX столетия оформляли подобными деталями воротник, пояс и нагрудную часть одежды. На Руси такие украшения распространились благодаря обширным торговым связям, наиболее яркий пример — шапка Мономаха, один из сканых элементов которой схож с «Арабским цветком».
В коллекции Музея Москвы есть и другие не менее значимые для истории России экспонаты, например памятная медаль к 100-летию учреждения Комитета министров, выпущенная при императоре Николае II. Еще здесь хранится монета 1610 года, такие чеканили на Московском (Кремлевском) денежном дворе во время правления Василия Шуйского, дукат, выпущенный при Фердинанде I в 1545 году в Линце (ныне — город в Австрии), и дукат венгерского короля Матьяша конца XV века, отчеканенный на монетном дворе в Кремнице (ныне — город в Словакии).
Также в коллекции драгоценных металлов есть как разнообразные клады, включая самый крупный из найденных на территории Москвы, так и отдельные редкие монеты, например номиналом два рубля времен Петра I, пятирублевая, выпущенная при Александре I, и монета номиналом 10 рублей, отчеканенная на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1886 году.
Шашка, принадлежавшая старшему сыну Александра Сергеевича, поступила в музей в 1991 году, ее передала американская праправнучка поэта Вера Оверолл. Александр Александрович прослужил в армии более 30 лет и вышел в отставку в чине генерала. Во время русско-турецкой войны (1877–1878) он командовал 13-м гусарским Нарвским полком, принимавшим участие в боях за освобождение Болгарии.
Шашка относится к кавказскому типу оружия. У нее стальной клинок незначительной кривизны с двумя долами, на обеих сторонах гравированные изображения и надписи: сидящий лев, воин в национальном мундире и шляпе с султаном, девиз AUT VINCERE, AUT MORI («Победить или умереть»), Hungaria. На лицевой стороне пяты клинка изображен месяц с человеческим профилем, на оборотной — надпись Eisenhauer, товарный знак, свидетельствующий о высоком качестве стали. Серебряный эфес украшен гравированным растительным орнаментом с чернением и филигранью. На лицевой стороне рукояти располагается накладной вензель императора Александра III.
Деревянные ножны обтянуты черной кожей с серебряным прибором, украшенным растительным орнаментом. В комплекте кожаная портупея с серебряными украшениями (прибор из бляшек, замочка, наконечника). На серебряных частях комплекта стоят клейма пробирной палаты Тифлисской губернии, пробирера А.О. Берлянда и года проведения пробы (1895).
А в 1988 году в коллекции музея появились серьги из дутого золота работы европейских мастеров 1850-х, принадлежавшие Наталье Пушкиной (Ланской). Сделаны они в виде изогнутого овалом стебля и прикрепленного к нему фигурного листа, усыпанного мелкими бриллиантами с вкраплением рубинов.
Наталья Николаевна подарила серьги невестке Марии Гончаровой, в девичестве Мещерской, жене брата Ивана. «…Мария Ивановна была смолоду очень красива и соединяла блестящие дарования и остроумие с подкупающей добротой и необыкновенной пылкостью и отзывчивостью сердца», — вспоминал один из родственников. Потом серьги перешли к наследникам Гончаровых и хранились вместе с другими мемориальными предметами в усадьбе Ярополец Московской области. Последней владелицей Яропольца и полотняного завода была Елена Борисовна Гончарова, урожденная княжна Мещерская. После революции серьги принадлежали Екатерине Мещерской — остались в ее собственности, когда золотые украшения изымали: «…мелочь с осыпью камней — носильные безделушки, — как не представляющие валютной ценности, отданы на руки». В конце 1987 года Советский фонд культуры приобрел серьги и передал в музей.
Граф Борис Петрович Шереметев (1652–1719), один из самых преданных сподвижников Петра I, выполнял его важнейшие дипломатические поручения. Например, он дважды ездил ко двору Леопольда I, императора Священной Римской империи германской нации. В первый раз Шереметев посетил двор в 1686 году — сообщал о заключении «Вечного мира» между Русским государством и Речью Посполитой. Аудиенция состоялась 14 марта, а 27-го император прислал Шереметеву в подарок «серебряную утварь весом около трех пудов» (более 40 килограммов). Исследователи предполагают, что среди этих вещей были и декоративные часы в виде двуглавого орла, хранящиеся сейчас в фондах музея.
Механизм разработал мастер Элиас Крайтмайер, декоративную оправу изготовили предположительно в Бреславле в последней четверти XVII века. Обрамление часов выполнено в виде коронованного двуглавого орла, олицетворяющего герб Священной Римской империи, образованной в 962 году. Предметы с государственной символикой служили дипломатическими подарками и знаками особой монаршей милости.
Потомки графа с большим пиететом хранили все предметы, связанные с жизнью и военными подвигами прославленного фельдмаршала. Сергей Дмитриевич Шереметев, праправнук Бориса Петровича, среди прочих реликвий внес эти часы в состав «неотъемлемой и неотчуждаемой части» фамильного имущества.
В самом парадном зале дворца царя Алексея Михайловича в «Коломенском», Столовой палате, посетители могут увидеть витрину с драгоценными блюдами, подносами и кубками. Это так называемые посольские дары, выполненные лучшими западными ювелирами второй половины XVII века.
Во времена Алексея Михайловича во дворце принимали иностранных послов, причем только дипломатов из христианских государств (приемы для мусульманских посланников устраивали в шатре в Курьяновской пойме). Организацией дипломатических визитов занимался глава Посольского приказа боярин Артамон Матвеев. Регламент приема во дворце включал церемонию парадного въезда гостей, встречу с царем и чтение заготовленной речи посланника, затем царь жаловал гостя к руке и принимал подарки. После аудиенции дипломатам показывали дворец и сад, угощали в Столовой палате. Драгоценные подарки в витрине свидетельствуют о международном статусе царской резиденции.
Среди посольских даров можно отметить серебряное блюдо, происходящее из Баварии и датированное 1670–1675 годами. Широкий борт украшен орнаментом со связками плодов, гроздьями ягод и птицами, чеканенными в высоком рельефе. В углублении на дне изображен пейзаж с развалинами замка и фигурами двух человек — всадника и крестьянина с корзиной за спиной. Это один из предметов парадного интерьера XVII века, подобные чеканные блюда со сценами мифологических, библейских или светских сюжетов украшали стены дворцов.
Как и многие экспонаты музея-заповедника «Царицыно», ювелирные изделия возвращают посетителей в эпоху Екатерины Великой и напоминают о жизни императрицы. Например, знаменитую брошь-камею с портретом Екатерины II в образе римской богини Минервы сделала Великая княгиня Мария Федоровна, урожденная София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Вюртембергская (об авторстве свидетельствует подпись на срезе: Maria F. 21 apr. 1789). Княгиня была одаренным и необычайно умелым мастером: могла выточить на токарном станке изделия из янтаря или слоновой кости, занималась гравировкой по металлу, резьбой по камню и стеклу, владела медальерным искусством.
Екатерина II высоко ценила способности Марии Федоровны, известно такое ее высказывание: «Трудно, любезная дочь моя, вырезывать медали лучше вас. Вы, таким образом — чего доброго — отобьете хлеб у работников монетного двора». Камею великая княгиня задумала к 60-летию императрицы. Изображение отличает удивительное сходство: на основе сердоликового цвета вырезан портрет из молочно-белого стекла, Екатерина II предстает в шлеме с лавровым венком и крылатым сфинксом (образ Минервы подчеркивал мудрость и величие героини). Превращение камеи в брошь связано, вероятно, с ее последующими владельцами, которые заказали золотую оправу.
«Невская перспектива». Идем на выставку ювелирного искусства в «Царицыне»
Еще один выдающийся экспонат в коллекции — лорнет фирмы Карла Фаберже работы Генриха Вигстрема, ее главного мастера с 1906 года. Датируется изделие 1908–1917 годами — начало XX столетия считается золотым веком русского ювелирного искусства. Важно, что прямых аналогов у этого лорнета в опубликованных музейных и частных коллекциях нет.
На изящной тонкой ручке футляр для складных восьмигранных линз, украшенный сапфиром-кабошоном в центре, под ним рельефное изображение орла с распростертыми крыльями и в лавровом венке. Оно скрывает механизм, фиксирующий стекла окуляров в сложенном состоянии внутри футляра. Раскрываются они при нажатии миниатюрной кнопки слева — система до сих пор работает без сбоев.
Лорнет декорирован устричной (опаловой) эмалью, передающей переливы перламутровой раковины. Эмаль разработали в мастерской Фаберже, в ее арсенале было более 100 оттенков. Декор дополняет тонкая кистевая роспись в виде коричневых веток лавра. Особая ценность лорнета состоит еще и в том, что он сохранился в оригинальном футляре мастерской, на котором стоит печать фирмы под двуглавым орлом: «К. ФАБЕРЖЕ, МОСКВА. С. ПЕТЕРБУРГ. ОДЕССА».
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024