Во дворце царя Алексея Михайловича музея-заповедника «Коломенское» проходит выставка «Поэма про героиню. Анна Ахматова в “Коломенском”». Передние ворота, церковь Вознесения, древние изразцы и другие предметы, которые в то время экспонировались на выставках, — все это производило на поэтессу неизгладимое впечатление. Подробнее — в материале mos.ru.
Анна Ахматова часто гостила в Москве — она любила ее и ласково называла матушкой. Своего дома Ахматова здесь не имела, зато останавливалась у друзей и знакомых — в гостиницах она никогда не жила. Чаще всего ее принимал писатель Виктор Ардов, живший на Большой Ордынке. С Анной Ахматовой была дружна вся его семья, в этом доме у нее была даже собственная комната, куда она могла приехать в любое время.
Будучи в Москве, Ахматова любила выбираться на прогулки за город. Ей очень нравились Коломна, Сергиев Посад, Звенигород, но более всего — Коломенское, которое в 1950-х годах еще не успело войти в состав столицы. Впервые Анна Андреевна увидела «Коломенское» в 1952-м, когда восстанавливалась после первого инфаркта. Сюда она приезжала на трамвае, подолгу любовалась пейзажами, природой, но особенно церковью Вознесения Господня, которая позднее вошла в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В воспоминаниях прозаика Лидии Чуковской есть свидетельство от 13 июня 1952 года, передающее впечатление Анны Ахматовой:
«Ничего похожего я в жизни не видела, это прекраснее Notre-Dame de Paris. Я целую неделю бредила Коломенским. Это неслыханно. Это должен видеть каждый и притом каждый день».
Она застала еще тот период «Коломенского», когда здесь располагалось село, видела деревянные дома и местных жителей (людей расселили только в 1970-х). На выставке есть и снимки домиков (1950-е), и картина художника Виктора Куколя, на которой изображены Передние ворота «Коломенского» (1955), — все это помогает получить наиболее полное представление о месте, так очаровавшем поэта.
Сказать точно, какие именно экспозиции Анна Андреевна видела в «Коломенском», сейчас нельзя, но можно предположить. Коллекция музея начала формироваться еще в 1920-1930-х годах: когда по всей стране закрывались и разорялись храмы и монастыри, в «Коломенском» спасали иконостасы и изразцы — их бережно сохраняли, а потом демонстрировали как образцы древнерусского искусства.
Тогда же, в 1930-е, на территории начали проводить археологические раскопки. Найденные предметы также пополняли коллекцию. Кроме того, многое приносили и сами жители. Кронштейны, светцы, слюдяные оконницы, фрагменты белого камня и терракотовые изразцы, которые использовали при строительстве, скульптуры XVII-XVIII веков — это и многое другое можно увидеть на выставке сегодня. Согласно тематике экспозиционных планов, которые сохранились в архиве музея-заповедника, эти же предметы экспонировались тогда, когда сюда приезжала Анна Ахматова. Выставки проходили в Сытном дворе и Передних воротах.
Есть и косвенные доказательства того, что она их посещала. Например, Анатолию Найману, поэту, одному из участников ее так называемого волшебного хора, на вопрос о том, с чего стоит начать изучать Москву, она ответила: «Смотря, что Вам интересно: если камни, то с Коломенского…»
Есть на выставке и предметы, принадлежавшие ей самой. Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме предоставил вещи, которые могли сопровождать ее во время прогулок. Среди них трость, на которую она опиралась, платье, летний плащ (пыльник), а также бювар, где она могла хранить свои записи.
К сожалению, нет ни одной фотографии, на которой Анна Андреевна была бы запечатлена в «Коломенском», или же такие просто не сохранились. Однако есть снимок, сделанный ее подругой, переводчицей Никой Глен, на прогулке в Голицыне в 1959 году: просто и элегантно одетая Ахматова любуется природой, сидя на скамейке. Можно пофантазировать и предположить, что примерно так же она проводила время в «Коломенском». Кстати, на выставке представлен сборник стихотворений, который Анна Андреевна подписала для подруги: «Нике Глен в знак сердечной приязни Ахматова. 20 декабря 1958. Москва».
«Коломенское» тем не менее оставило след в творчестве Анны Ахматовой. На выставке представлена рукопись стихотворения, созданного в 1962 году:
Как древние в Коломенском ворота
(Они стоят совсем недавно тут,
За ними — ничего, а было что-то),
Так в никуда слова мои ведут.
Но иногда люблю я распахнуть
Вот эти створки — и в далекий путь!
Видно, что это очень скорый набросок, наспех сделанный карандашом. Ахматова записала эти строки несвойственным ей неровным почерком, вероятно, под впечатлением — это и делает экспонат по-настоящему особенным.