Программа «Московская музейная неделя» помогает бесплатно увидеть все интересные выставки за семь дней. С апреля более 40 музеев и выставочных залов, подведомственных столичному Департаменту культуры, работают бесплатно в один из дней каждую третью неделю месяца.
9 сентября стартует шестая музейная неделя. Рассказываем о самых интересных выставках, на которые можно попасть бесплатно с понедельника по воскресенье.
Место: Музей героев Советского Союза и России (Большая Черемушкинская улица, дом 24, корпус 3)
Дата: 9 сентября
Первыми героями Советского Союза стали летчики, спасавшие участников экспедиции, пытавшихся в 1933–1934 годах на пароходе «Челюскин» пройти по Северному морскому пути. Судно затонуло, но все члены корабля были спасены. Летчики-спасатели проявили настоящее мастерство и прославили советскую авиацию на весь мир.
В экспозиции представлены личные вещи первых советских героев, документы, фотоматериалы, вырезки из газет и телеграммы, через которые можно проследить хронологию событий.
Сентябрь станет последним месяцем работы выставки «Как мы спасали челюскинцев».
Место: Музей современного искусства (Гоголевский бульвар, дом 10/1)
Дата: 10 сентября
Художница Ильмира Болотян представляет результаты продолжительного эксперимента-перформанса, посвященного размышлениям на тему стандартов красоты. В течение двух лет она испытывала на себе разные методы достижения физического совершенства, примеряя разные идеалы, принятые в разных сообществах — от модельной тусовки до фитнес-сообщества. Ильмира Болотян видит много общего между «нематериальным трудом» женщины над своим образом и усилиями, которые прикладывает художник, чтобы вписаться в рамки трендов арт-рынка.
Проект «Нематериальный труд» состоит из 10 работ – серия графики, видео-арт, документальное кино и любопытные документы эксперимента. Среди последних – фотокомикс «Как стать моделью, если тебе 35+ и твой рост 164 сантиметра», который рассказывает о том, как Болотян училась в школе моделей и чем это закончилось.
Место: Музей Вадима Сидура (улица Новогиреевская, дом 37а)
Дата: 10 сентября
Место для персональной выставки Алексея Булдакова «Каскадеры» выбрано неслучайно: Музей Вадима Сидура находится в одном из редких московских районов, где голубятню можно встретить почти в каждом дворе. Именно голубям, а не актерам, выполняющим опасные трюки, посвящен проект художника и антрополога — тотальная инсталляция из акварелей, медного насеста-радиатора и видео-арта.
Автор размышляет о взаимоотношениях человека с городскими птицами. Говоря о кормлении птиц, он возвращает слову «паразит» былое значение – сотрапезник, а размышляя о включенности голубей в городскую культуру, например о праздничных запусках птиц в небо, Булдаков показывает паразитом человека. Так возникает каскад – паразитирование на паразите, термин, почти синонимичный симбиозу, а название выставки приобретает новую глубину.
Место: музей-заповедник «Царицыно» (Дольская улица, дом 1)
Дата: 11 сентября
К юбилею императрицы постоянную екатерининскую экспозицию в «Царицыне» дополнили шедеврами живописи и скульптуры из собраний крупнейших российских музеев. Портретная галерея расскажет посетителям о первых шагах принцессы Фике к российскому престолу, о браке с Петром III, о победах – политических, военных и любовных – и плодах этих побед.
Одним из них стал внебрачный сын Екатерины II от Григория Орлова – Алексей Бобринский. Ходит легенда, что приближенные императрицы поджигали свои дома, чтобы отвлечь Петра III и скрыть от него роды, которые длились несколько дней. На выставке представлен редкий детский портрет Алексея, написанный Карлом Людвигом Христинеком. Картина приехала на выставку из Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Место: Мемориальный музей А.Н. Скрябина (Большой Николопесковский переулок, дом 11, строение 1)
Дата: 11 сентября
Всего две недели длится выставка репродукций картин Жана Дельвиля и Николая Шперлинга. Этих художников-символистов объединяют любовь к мистицизму, стиль и дружба с Александром Скрябиным.
Композитор познакомился с Дельвилем в Брюсселе и, пораженный его фантастическими и религиозными образами, заказал ему обложку для музыкальной поэмы «Прометей», в которой появилась его легендарная партия света Luce.
Николай Шперлинг подарил композитору не одну свою картину, но его «Восточный мудрец» стал любимцем Скрябина. Привязанность музыканта к этому портрету даже породила легенду о том, что после смерти Александра Николаевича «Черный», как он его называл, отвернулся от людей. В воспоминаниях критика Леонида Сабанеева упоминаются «раскосые глаза», а сейчас мудрец поглядывает на гостей музея лишь одним оком.
Место: Музей керамики и усадьба Кусково XVIII века (улица Юности, дом 2, строение 1)
Дата: 12 сентября
Представители семьи Морозовых оставили след в истории Российской империи не только как прогрессивные предприниматели, но и как щедрые меценаты и покровители искусств. Одним из видных членов этого рода был Алексей Викулович Морозов, который главным делом своей жизни избрал создание коллекции керамики, стекла и фарфора.
На выставке, проходящей в музее-усадьбе «Кусково», представлены предметы из обширной коллекции Алексея Морозова, ставшей основой экспозиции Государственного музея керамики, его фотографии и другие документы из архивов.
Основную часть выставки занимает собрание русского фарфора XVIII–ХIХ веков – от изделий Императорского завода до редких произведений маленьких фабрик.
Место: Государственный Дарвиновский музей (улица Вавилова, дом 57)
Дата: 12 сентября
Представители флоры и фауны отличаются друг от друга на клеточном уровне, но часто, решая проблемы выживания, размножения и питания, животные и растения становятся очень похожими друг на друга. Верблюд и алоэ одинаковым образом запасают влагу, шиншиллу и эдельвейс объединяет уникальная шерсть, а мангровые деревья и морских игуан – способ выживать в соленой воде.
Есть в обоих мирах и выдающиеся притворщики, мастера мимикрии. Посетители выставки узнают, кто из насекомых прячется в ветвях, прикидываясь веткой, и какие растения приманивают пчел, притворяясь их собратьями.
В экспозиции представлены фотографии, рисунки и гравюры из редких книг XIX века, а также живые экспонаты – хищные растения, за ростом и кормлением которых можно наблюдать во время выставки.
Место: усадьба Люблино (улица Летняя, дом 2, строение 1)
Дата: 13 сентября
Выставка посвящена интерьерам эпохи историзма, или неостилей (1830–1890). В то время архитекторы и декораторы начали свободно обращаться к формам и стилям других эпох, будь то Античность, Средневековье, Ренессанс или Новое время.
В экспозиции – мебель, созданная главными мебельщиками Москвы и Петербурга того времени. Особенно интересны два обращения к неоготике – резная кровать по проекту Федора Шехтеля и стул неизвестной до сих пор петербургской фабрики Федора Тарасова.
Еще один важный раздел выставки – художественный текстиль, который стал в то время одной из важнейших составляющих интерьера. В экспозиции представлены ткани XIX века из Останкинского дворца, вышивка и альбомы образцов.
Место: выставочный зал «Народные картины» (Измайловский бульвар, дом 30)
Даты: 13 сентября
Русское народное творчество хранит в себе бесконечное разнообразие форм, тем, мотивов и жанров: от былины до сказки, от скороговорки до частушки. В XVII веке к ним добавился лубок – вид народной графики, который подкупал художников и зрителей своей простотой и дешевизной создания. Лубочные картинки пользовались широкой народной популярностью вплоть до начала XX века.
Религиозные сюжеты, сказочные предания, исторические повести – лубок позволял художникам создавать произведения на самые разные темы. Многие из них представлены на выставке «Лубок – это ОК».
Место: Музей русского лубка и наивного искусства (Малый Головин переулок, дом 10)
Даты: 13 сентября
Хорватский наив приобрел большую популярность в пятидесятых годах прошлого столетия. Самой известной из существующих школ стала Хлебинская, получившая название в честь села Хлебине на севере Хорватии. Идейным вдохновителем стал хорватский художник Крсто Хегедушич, а основателем направления – его ученик Иван Генералич.
Работы хорватских художников выставлялись в Эрмитаже, Русском музее, ГМИИ имени А.С. Пушкина и на многих других крупных площадках по всему миру. Авторы Хлебинской школы признаны классиками наивного искусства. В экспозиции в Музее лубка представлены работы Ивана Генералича, Мийо Ковачича, Ивана Веченая, Драгана Гажи и других признанных мастеров.
Место: музей-заповедник «Коломенское», малый выставочный зал дворца царя Алексея Михайловича (проспект Андропова, дом 39, строение 69)
Даты: 13 сентября
По памятным медалям и монетам можно изучать историю. Великая Отечественная война, спасение челюскинцев, летние Олимпийские игры и Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве – эти и многие другие важные исторические события нашли свое отражение в медальерном искусстве России. На выставке в музее-заповеднике «Коломенское» представлены работы главных скульпторов-монументалистов СССР, работавших с памятными медалями и монетами.
Место: Музей А.С. Пушкина, павильон «Белокаменные палаты XVII века (улица Пречистенка, дом 12/2, вход с Чертольского переулка)
Дата: 15 сентября
В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка, посвященная игрушкам. В первой части экспозиции представлены старинные игрушки XIX века — пазлы, головоломки, оптические иллюзии и детские книги. Главный экспонат – фарфоровая кукла, хранившаяся в семье Александра Александровича Пушкина, сына великого поэта.
Вторая половина выставки состоит из современных художественных кукол, выполненных российскими мастерами, признанными как на родине, так и за рубежом.
Место: Музей Москвы (Зубовский бульвар, дом 2)
Даты: 15 сентября
До сих пор в столице археологи продолжают находить артефакты, относящиеся к самым разным эпохам. Новая выставка Музея Москвы представляет находки последних месяцев – это монеты, изготовленные до Первой мировой войны, изразцы XVIII века, предметы с загадочной для современного человека символикой.
Экспозиция, посвященная 100-летнему юбилею российской археологии, поделена на три части. Первая рассказывает о музеефикации артефактов, вторая – об охранной деятельности археологов, а третья – о том, как и какие найденные предметы попадают в музей и становятся экспонатами.
Место: Мемориальный музей космонавтики (проспект Мира, дом 111)
Даты: 15 сентября
Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Артур Кларк и другие писатели-фантасты в своих произведениях предсказали разнообразные научные открытия. Но не только они известны своими художественными прогнозами – на тему будущего фантазировали и мастера графики, интересовавшиеся темой космоса.
Что нас ждет впереди? Встретим ли мы братьев по разуму? Как будет выглядеть космонавт будущего? Над этими и другими вопросами размышляли художники, картины которых представлены выставке в Музее космонавтики.
Место: «Новое крыло» Дома Гоголя (Никитский бульвар, дом 7)
Даты: 15 сентября
Любимым писателем Булгакова был Гоголь. В девятилетнем возрасте Булгаков прочитал «Мертвые души», а будучи уже известным писателем, в 1934 году написал для «Союзфильма» сценарий экранизации «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Но фильм по ряду причин снят не был.
Совместный проект Музея М.А. Булгакова и «Нового крыла» Дома Гоголя расскажет о пересечениях в судьбах и творческом пути двух культовых российских писателей. Посетители выставки окажутся в прошлом столетии – пройдут через редакцию «Гудка», окажутся у театральных подмостков и в кинозале с эскизами нереализованной постановки «Мертвых душ».
Место: Дом-музей Марины Цветаевой (Борисоглебский переулок, дом 6, строение 1)
Даты: 15 сентября
Гонения со стороны советских властей, работа над сохранением наследия великой сестры, внутренняя борьба с Богом в юности и приход к нему в более зрелом возрасте, плодотворная писательская деятельность, воспитание внуков и правнуков – все это уместили в себя 98 лет жизни Анастасии Цветаевой.
На выставке в Доме-музее Марины Цветаевой можно изучить жизненный путь сестры русской поэтессы. В экспозиции представлены многочисленные личные вещи Анастасии Ивановны – от книг, сформировавших ее мировоззрение, до предметов быта, сопровождавших ее в старости.
Место: Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени (Щетининский переулок, дом 10, строение 1)
Даты: 15 сентября
Долгое время профессиональные художники считали акварель вотчиной новичков и любителей, но в XIX столетии все изменилось. Оказалось, что легкость и воздушность акварельных красок позволяют создавать тонкие одухотворенные портреты. Такие изображения быстро стали излюбленным подарком европейской и российской аристократии. На выставке в Музее Тропинина можно увидеть работы лучших мастеров акварельного портрета в истории России – Владимира Гау, братьев Брюлловых и Петра Соколова.