«Ирония судьбы, или С легким паром!», «Карнавальная ночь» — без этих фильмов, которые зрители готовы пересматривать вновь и вновь, не проходят ни одни новогодние каникулы. Тексты героев давно разобрали на цитаты, музыка узнается с первой ноты. Киноконцертный зал «Эльдар» предлагает не только пересмотреть эти картины, но и познакомиться с экспонатами, которые имеют к новогодним лентам непосредственное отношение. О них mos.ru рассказала Елена Гурко — хранитель музея, член Союза кинематографистов России.
В архиве киноконцертного зала «Эльдар» хранится небольшая книга — сценарий к «Карнавальной ночи», выпущенный в 1957 году. Там содержатся кадры, не попавшие в фильм, и реплики, не прозвучавшие с экрана.
Работа над фильмом началась неожиданно для самого режиссера. Сняв в 1955-м комедию «Весенние голоса», Рязанов стал задумываться о первом в жизни отпуске. Но осуществиться планам было не суждено — директор киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев отправил молодого режиссера в Дом творчества кинематографистов в подмосковном Болшеве, чтобы он помог Борису Ласкину и Владимиру Полякову написать сценарий к «Карнавальной ночи», а потом — снять саму картину.
Кстати, сначала Рязанов не хотел браться за «Карнавальную ночь», считая ее чем-то несерьезным, но Пырьев настоял. Сегодня эта музыкальная комедия — один из самых любимых новогодних фильмов в стране.
После выхода сценария в виде книги Ласкин и Поляков оставили на ней автографы: «Спасибо за картину и за дружбу. Борис Ласкин» и «Дорогой Эльдар, “Весенние голоса” — раз, “Карнавальная ночь” — два, а не сказать бы нам — три?» (соответственно, от Полякова).
Есть и еще один интересный экспонат, связанный с «Карнавальной ночью», — одна из наряженных елочек, стоявших на столах во время съемок, их можно увидеть в фильме. На ней — те же самые советские игрушки, которые наверняка знакомы многим жителям нашей страны.
«Карнавальную ночь» — историю о том, как группа молодых работников клуба встретила Новый год, — впервые показали 28 декабря 1956 года в кинотеатре «Ударник». В киноконцертном зале «Эльдар», в мемориальном кабинете Эльдара Александровича, сохранилась самая первая афиша — с автографами актеров, сыгравших в фильме. Кстати, картина стала лидером советского проката того года.
Это не единственная особая афиша фильма. Еще одна — оформленная в красно-желтых тонах, с иероглифами — сделана к премьере «Карнавальной ночи» в Китае. Сказать, что китайские зрители остались в восторге, — не сказать ничего. Они буквально осаждали отель, в котором остановились исполнители главных ролей Людмила Гурченко и Игорь Ильинский, чтобы хотя бы одним глазком посмотреть на звезд, а если повезет — то и взять автограф.
«Карнавальной ночи» — 65. Рассказываем, как снимали любимую комедию
Среди экспонатов, о которых хочется рассказать в новогодние праздники, — режиссерский сценарий по-настоящему народного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975). Всего было выпущено около 70 таких книжек: для режиссера, актеров, всей съемочной группы и администрации.
В своем экземпляре Эльдар Александрович сделал очень много правок и пометок: часть вносил до, часть — после съемок. Он менял слова, добавлял номера кадров, хронометраж, музыку, вписывал имена утвержденных актеров.
Сценарий основан на пьесе, написанной Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским в 1969 году. Они взяли случай из реальной жизни: их знакомый поехал в преддверии Нового года в баню, там выпил, затем отправился к друзьям, где тоже не обошлось без рюмочки. Затем кто-то из них решил подшутить над приятелем и отвез его на вокзал, посадил в поезд и заплатил проводнице. Проснулся пассажир на подъезде к другому городу.
«Андерсен. Жизнь без любви» (2006) — последняя картина Эльдара Рязанова, он особенно ее любил. Новогодние праздники — хороший повод, чтобы напомнить о ней. Приступая к съемкам, режиссер тщательно изучал биографию датского писателя Ганса Христиана Андерсена.
«“Андерсен. Жизнь без любви” — очень значимый и важный для режиссера фильм, хотя отношение к этой работе со стороны зрителей было неоднозначное. Он говорил, что это долгоиграющая картина и у нее еще все впереди. Это был 25-й, завершающий игровой фильм Эльдара Александровича, режиссер работал над ним уже в преклонном возрасте», — отметила Елена Гурко.
В архиве сохранился сценарий, в котором также есть правки Эльдара Рязанова. Изначально фильм хотели снимать в Дании, но разрешения у местных властей добиться не удалось. И тогда один из лучших художников «Мосфильма» народный художник Российской Федерации Людмила Кусакова предложила снимать в родной стране. В итоге съемки прошли в Москве, Подмосковье и окрестностях Санкт-Петербурга.
Еще один экспонат, который был очень ценен для Эльдара Александровича, — небольшая копия памятника Андерсену. Он привез ее из Дании, а потом подарил киноклубу «Эльдар».
Снять Данию в Москве. Что осталось за кадром последнего фильма Эльдара Рязанова
Экспонаты из основного музейного фонда предоставлены киноконцертным залом «Эльдар»
Троице-Лыково в Строгино
«Московская A Cappella». Победители 2024