50 лет служения архитектурному наследию: почетный реставратор Москвы Евгений Журин — о своей работе

14 мая 2022
Культура

Государственный исторический музей на Красной площади, здание Министерства иностранных дел, музей-усадьба «Остафьево» — это лишь небольшая часть объектов культурного наследия, реставрацией которых занимался Евгений Журин.

Будущий почетный реставратор Москвы с детства любил рисовать. В 1967 году он поступил в архитектурно-строительный техникум, после окончания которого был распределен в мастерскую института «Моспроект-4», специализировавшуюся на проектировании медицинских объектов. Однако молодого специалиста больше интересовала реставрация, и в 1972 году он перевелся во Всероссийскую специальную научно-реставрационную производственную мастерскую. А в 1973-м поступил в знаменитый Московский архитектурный институт.

«В 1970-е годы реставрация и в Москве, и по всей стране переживала невиданный расцвет. Мне посчастливилось начинать свой творческий путь под руководством замечательных мастеров, которые стояли у истоков отечественной реставрации», — рассказывает Евгений Журин.

Одними из объектов, на которых работал молодой специалист, стали старообрядческая церковь в Рогожской слободе, а также усадьба Н.Н. Приклонской — В.Я. Левашова — Н.П. Кильдюшевского в Архангельском переулке.

Реставрация длиною в 20 лет

Среди объектов, отреставрированных под руководством Евгения Журина, огромное количество памятников архитектуры. Наиболее интересным и сложным, по его словам, было здание Государственного исторического музея на Красной площади.

«Здание Исторического музея поразило меня своей монументальностью еще в детские годы. Оно казалось сказочным замком. Но я и представить не мог, что с ним будет связана значительная часть моей профессиональной жизни», — говорит реставратор.

Работы по восстановлению здания начались в 1984 году. Тогда речь шла о косметическом ремонте, который планировалось выполнить всего лишь за год в рамках подготовки Москвы к проведению XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Однако в процессе изучения территории музея выяснилось, что в значительной части парадных залов в результате ремонтных работ 1936–1937 годов было утрачено или искажено декоративное убранство, полностью уничтожено художественное оформление парадных сеней. После этого было принято решение о проведении комплексной реставрации с учетом современных требований.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Кроме большого объема и обилия элементов декоративного и художественного убранства, возникли финансовые трудности в условиях переходного экономического периода. Лишь в 1997 году удалось открыть для посещения парадные сени и экспозицию части парадных залов первого этажа.

В целом реставрация Государственного исторического музея под руководством Евгения Журина как главного архитектора проекта проводилась в течение 20 лет — с 1984 по 2004 год.

«Такой срок — целая жизнь, и я с гордостью и ностальгией вспоминаю эту интересную, творческую и длительную работу», — говорит Евгений Журин.

Еще одним памятным проектом он называет реставрацию главного дома музея-усадьбы «Остафьево». В XIX веке владение принадлежало семье Вяземских, в конце столетия хозяином усадьбы стал граф Шереметев. После революции здесь располагался музей, потом военный госпиталь, а с 1947 года — дом отдыха Совета министров СССР. За это время интерьеры были утрачены, планировка изменена, а фасады сильно искажены и упрощены.

«Основываясь на натурных исследованиях и исторических графических материалах, мы воссоздали бельведер, демонтированный еще в 1860-х годах, а также вернули архитектурный облик фасадам, восстановили планировки и архитектурное убранство интерьеров», — рассказывает реставратор.

Многовековая летопись народа

Евгений Журин уверен: сохранение культурного наследия — важнейшая государственная задача, ведь утрата даже незначительной его части неизбежно приведет к духовным потерям и разрывам исторической памяти.

«Историко-культурное наследие — это опора нашего самосознания. Историческая архитектура представляет собой музейную экспозицию под открытым небом, а по зданиям можно читать многовековую летопись народа», — говорит он.

Евгений Журин убежден, что настоящий реставратор всегда находится в процессе поиска и обучения. Тот, кто говорит, что все знает и умеет, исчерпал себя и потерял интерес к своей деятельности. У Журина интереса к ней очень много. Тем более что за полвека работы он накопил опыт и знания, которые хочет передать молодым поколениям.

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies