Ретроспектива Всеволода Тарасевича в «Мультимедиа-арт-музее» представит творчество классика российской фотографии, которого смело можно поставить в один ряд с великими основоположниками гуманистической фотографии Анри Картье-Брессоном, Робером Дуано и Марком Рибу.
Выставка работ этого выдающегося фотографа даст возможность оценить разносторонность его таланта и покажет эволюцию стиля Тарасевича на протяжении 40 с лишним лет — от первых военных снимков 1940-х годов до предперестроечных репортажей середины 1980-х. Из более чем 300 фотографий около половины экспонируются впервые.
Всеволод Тарасевич начал фотографировать во время войны: с 1941 по 1945 год он был военным фотокорреспондентом. Из съемок тех лет в негативах сохранилось немногое. Самые известные снимки Тарасевича военных лет были сделаны в блокадном Ленинграде и на полях сражений вблизи города. «Во время войны многое показывать было нельзя... Но я снимал. И по обязанности, и по долгу», — вспоминал фотограф. Военные кадры Тарасевича стали одним из самых пронзительных свидетельств главной трагедии ХХ века. Именно в военные годы закладываются основы того стиля и гуманистического мировоззрения, которые позже сделают Тарасевича главным выразителем оттепели 1960-х.
После войны Тарасевич работал в крупнейшем советском информационном агентстве — агентстве печати «Новости» (АПН), печатался в журналах «Советский Союз», «Огонек», «Работница» и Soviet Life. В 1950-е годы он отдает дань постановочной фотографии и одним из первых осваивает цветную съемку. Это соответствует духу времени: постановка доминирует в ведущих иллюстрированных советских изданиях. Жизнерадостные колхозники, смеющиеся пионеры, парторг, сосредоточенно беседующий с покорителями целины, — все эти персонажи Тарасевича узнаваемы и в обилии присутствуют на страницах «Огонька» тех лет.
Конец 1950-х — середина 1970-х — это эпоха физиков и лириков, время, когда в СССР заново осмысляется значение образования и науки. За короткий период, с 1958 по 1978 год, советские ученые четырежды становятся лауреатами Нобелевской премии. Тарасевич снимает Московский государственный университет, новосибирский Академгородок, Институт физики высоких энергий в Протвине, Научный центр РАН в Черноголовке…
Студенты и ученые этих учебных и научных центров были героями своего времени, окрыленными романтической верой в безграничную мощь свободной человеческой мысли. А репортажи Тарасевича оказались лучшим визуальным выражением этой эпохи, атмосферу которой он сохранил в своем творчестве до конца жизни.
Начиная с конца 1950-х годов главным выразительным средством Тарасевича становится свет, который излучают как его дневные, так и ночные снимки. Свет становится самой тканью изображения и придает ему объем. Съемки ночного Ленинграда Тарасевича стали такой же визитной карточкой российской фотографии, как цикл «Ночной Париж» Брассая для французской.
В 1960–1980-е годы Всеволод Тарасевич много ездил по СССР, снимал репортажи в Нарьян-Маре, Магнитогорске, на Самотлоре, в Тольятти, побывав буквально во всех самых отдаленных уголках огромной страны. Один из его лучших репортажей посвящен Норильску, куда в 1960–1970-х Тарасевич возвращался неоднократно. Вплоть до 1953 года этот город имел статус спецпоселения: Норильский комбинат строился заключенными Норильлага и был одним из крупнейших проектов сталинской индустриализации. Норильск Тарасевича — это эпоха после ХХ съезда КПСС (1956 год), положившего начало десталинизации. Суровейший климат, шквальные ветры и метели — постоянный фон для жителей Норильска — попадают, конечно, и в объектив фотографа, так же как и будни рабочих металлургического комбината или досуг норильчан.
Норильские снимки Тарасевича дышат свободой: танцы в кафе, выражения лиц, стиль одежды, поведение точно такие, как на фотографиях, сделанных в 1960-е в Ленинграде. Каждая из этих работ — гимн гуманистической фотографии, в эти годы захватившей не только СССР, но и весь мир.
Фонд Тарасевича, поступивший в музей в 2000 году, насчитывает более 18 тысяч негативов и авторских отпечатков. На протяжении почти 20 лет научные сотрудники музея описывали и атрибутировали этот фонд. В 2013 году музей показал выставку фотографий Всеволода Тарасевича «Формула времени», в 2014-м — «Всеволод Тарасевич. Эпизод II. Ленинград», в 2015-м — «Норильск».
Ретроспектива Всеволода Тарасевича в «Мультимедиа-арт-музее» представит творчество классика российской фотографии, которого смело можно поставить в один ряд с великими основоположниками гуманистической фотографии Анри Картье-Брессоном, Робером Дуано и Марком Рибу.
Выставка работ этого выдающегося фотографа даст возможность оценить разносторонность его таланта и покажет эволюцию стиля Тарасевича на протяжении 40 с лишним лет — от первых военных снимков 1940-х годов до предперестроечных репортажей середины 1980-х. Из более чем 300 фотографий около половины экспонируются впервые.
Всеволод Тарасевич начал фотографировать во время войны: с 1941 по 1945 год он был военным фотокорреспондентом. Из съемок тех лет в негативах сохранилось немногое. Самые известные снимки Тарасевича военных лет были сделаны в блокадном Ленинграде и на полях сражений вблизи города. «Во время войны многое показывать было нельзя... Но я снимал. И по обязанности, и по долгу», — вспоминал фотограф. Военные кадры Тарасевича стали одним из самых пронзительных свидетельств главной трагедии ХХ века. Именно в военные годы закладываются основы того стиля и гуманистического мировоззрения, которые позже сделают Тарасевича главным выразителем оттепели 1960-х.
После войны Тарасевич работал в крупнейшем советском информационном агентстве — агентстве печати «Новости» (АПН), печатался в журналах «Советский Союз», «Огонек», «Работница» и Soviet Life. В 1950-е годы он отдает дань постановочной фотографии и одним из первых осваивает цветную съемку. Это соответствует духу времени: постановка доминирует в ведущих иллюстрированных советских изданиях. Жизнерадостные колхозники, смеющиеся пионеры, парторг, сосредоточенно беседующий с покорителями целины, — все эти персонажи Тарасевича узнаваемы и в обилии присутствуют на страницах «Огонька» тех лет.
Конец 1950-х — середина 1970-х — это эпоха физиков и лириков, время, когда в СССР заново осмысляется значение образования и науки. За короткий период, с 1958 по 1978 год, советские ученые четырежды становятся лауреатами Нобелевской премии. Тарасевич снимает Московский государственный университет, новосибирский Академгородок, Институт физики высоких энергий в Протвине, Научный центр РАН в Черноголовке…
Студенты и ученые этих учебных и научных центров были героями своего времени, окрыленными романтической верой в безграничную мощь свободной человеческой мысли. А репортажи Тарасевича оказались лучшим визуальным выражением этой эпохи, атмосферу которой он сохранил в своем творчестве до конца жизни.
Начиная с конца 1950-х годов главным выразительным средством Тарасевича становится свет, который излучают как его дневные, так и ночные снимки. Свет становится самой тканью изображения и придает ему объем. Съемки ночного Ленинграда Тарасевича стали такой же визитной карточкой российской фотографии, как цикл «Ночной Париж» Брассая для французской.
В 1960–1980-е годы Всеволод Тарасевич много ездил по СССР, снимал репортажи в Нарьян-Маре, Магнитогорске, на Самотлоре, в Тольятти, побывав буквально во всех самых отдаленных уголках огромной страны. Один из его лучших репортажей посвящен Норильску, куда в 1960–1970-х Тарасевич возвращался неоднократно. Вплоть до 1953 года этот город имел статус спецпоселения: Норильский комбинат строился заключенными Норильлага и был одним из крупнейших проектов сталинской индустриализации. Норильск Тарасевича — это эпоха после ХХ съезда КПСС (1956 год), положившего начало десталинизации. Суровейший климат, шквальные ветры и метели — постоянный фон для жителей Норильска — попадают, конечно, и в объектив фотографа, так же как и будни рабочих металлургического комбината или досуг норильчан.
Норильские снимки Тарасевича дышат свободой: танцы в кафе, выражения лиц, стиль одежды, поведение точно такие, как на фотографиях, сделанных в 1960-е в Ленинграде. Каждая из этих работ — гимн гуманистической фотографии, в эти годы захватившей не только СССР, но и весь мир.
Фонд Тарасевича, поступивший в музей в 2000 году, насчитывает более 18 тысяч негативов и авторских отпечатков. На протяжении почти 20 лет научные сотрудники музея описывали и атрибутировали этот фонд. В 2013 году музей показал выставку фотографий Всеволода Тарасевича «Формула времени», в 2014-м — «Всеволод Тарасевич. Эпизод II. Ленинград», в 2015-м — «Норильск».
Улица Остоженка, дом 16
«Московская A Cappella». Победители 2024
SUP-карнавал