«…он безошибочно передаёт самый запах и вкус еврейства, и воздух Петербурга, и звук петербургских мостовых», – так было сказано в одной из рецензий на «Шум времени», автобиографической повести Мандельштама, где поэт наиболее остро демонстрирует внутренний конфликт, связанный с его еврейским происхождением.
«Безъязычный поэт», «Зинаидин жиденок» – во многом еврейство в жизни и творчестве Мандельштама было драмой. Его отношение к еврейству и иудаизму не было статичным; оно менялось на протяжении его жизни, приобретая новые смысловые акценты.
Для раннего Мандельштама характерно отталкивание от еврейства и иудаизма; это мир, к которому он принадлежал в силу своего происхождения, трактуется им как «иудейский хаос». Мандельштам в это время стремится войти в христианский мир, мир европейской и русской культуры. При этом предреволюционная Россия в период Первой мировой войны видится поэту подобной древней Иудее накануне катастрофы.
Изменение трактовки еврейской темы происходит во время создания очерка, посвященного артисту С. Михоэлсу, и повести «Египетская марка». Искусство Михоэлса сравнивается с эллинской пластикой. А в «Четвертой прозе» Мандельштам, противопоставляя себя сервильным писателям, уже заявляет о «почетном звании иудея», которым он гордится.
Лектор: Леонид Михайлович Видгоф – экскурсовод, москвовед и литератор. Автор книг «Улицами московского романса» (2009), «Статьи о Мандельштаме» (2010; 2015), «Москва Мандельштама» (1998; 2006) и др. Член совета Мандельштамовского общества.
Вход свободный, по предварительной регистрации.
«…он безошибочно передаёт самый запах и вкус еврейства, и воздух Петербурга, и звук петербургских мостовых», – так было сказано в одной из рецензий на «Шум времени», автобиографической повести Мандельштама, где поэт наиболее остро демонстрирует внутренний конфликт, связанный с его еврейским происхождением.
«Безъязычный поэт», «Зинаидин жиденок» – во многом еврейство в жизни и творчестве Мандельштама было драмой. Его отношение к еврейству и иудаизму не было статичным; оно менялось на протяжении его жизни, приобретая новые смысловые акценты.
Для раннего Мандельштама характерно отталкивание от еврейства и иудаизма; это мир, к которому он принадлежал в силу своего происхождения, трактуется им как «иудейский хаос». Мандельштам в это время стремится войти в христианский мир, мир европейской и русской культуры. При этом предреволюционная Россия в период Первой мировой войны видится поэту подобной древней Иудее накануне катастрофы.
Изменение трактовки еврейской темы происходит во время создания очерка, посвященного артисту С. Михоэлсу, и повести «Египетская марка». Искусство Михоэлса сравнивается с эллинской пластикой. А в «Четвертой прозе» Мандельштам, противопоставляя себя сервильным писателям, уже заявляет о «почетном звании иудея», которым он гордится.
Лектор: Леонид Михайлович Видгоф – экскурсовод, москвовед и литератор. Автор книг «Улицами московского романса» (2009), «Статьи о Мандельштаме» (2010; 2015), «Москва Мандельштама» (1998; 2006) и др. Член совета Мандельштамовского общества.
Вход свободный, по предварительной регистрации.
5 марта 2019 |
19:30
|
Москва, ул. Образцова, д. 11
Бесплатно
«Московская A Cappella». Победители 2024
SUP-карнавал