Подсчитано: чтобы обойти всю ВДНХ, среднестатистическому посетителю нужно около 4 часов – и то, придется почти бежать и нигде не останавливаться. Неспешная прогулка, тем временем, займет 8 часов, а уж если вы решитесь заглянуть во все павильоны, то придется провести на Выставке целые сутки!
Разумеется, в этом случае логичнее и приятнее разбивать знакомство с ВДНХ на несколько посещений, но если вы все же ограничены во времени, то мы готовы представить вам маршрут, который позволит обойти самые красивые достопримечательности комплекса примерно за час. С грустью предупреждаем: погулять внутри павильонов едва ли можно успеть (читайте также: «Большой путеводитель по музеям ВДНХ»), но насладиться внешней архитектурой и ландшафтом Выставки – вполне. Кстати, спасти драгоценные минуты и осмотреть больше объектов, поможет транспорт – прокат находится справа от Главного входа (в начале Кольцевой дороги), а почти у каждого павильона есть своя велопарковка.
Именно она изображена на нынешнем логотипе ВДНХ (к 80-летию комплекса сооружение на нем превратилось в символический маяк), и именно ее можно считать первой достопримечательностью Выставки, ведь большинство посетителей заходят на территорию непосредственно через нее. Ознакомительный маршрут действительно лучше начинать отсюда, несмотря на то, что попасть на ВДНХ можно и с других входов.
Интересно, что Главная арка не всегда была… главной – первоначально этот «титул» носил белоснежный Северный вход в стиле ар-деко. Но все изменилось в 1950-х годах, когда во время послевоенной реконструкции Выставки было решено воздвигнуть новую арку – по сути своей, триумфальную, посвященную победе во Второй мировой.
Совсем неподалеку расположен прославленный монумент авторства Б. Иофана и В. Мухиной, но тем любопытнее, что арка Главного входа располагает похожей скульптурой – вот только «рабочий» здесь заменен на «тракториста». Вместе с «колхозницей» он возносит к небу сноп колосьев – эдакий символ симбиоза промышленности и сельского хозяйства. С этой же скульптурой связан еще один забавный факт: у памятника была и довоенная версия, которая раньше стояла у тогдашнего Главного павильона ВСХВ. Однако тот вариант был уж очень двусмысленным: там «тракторист» лишь одной рукой держал сено, а второй ─ обнимал «колхозницу» за талию. В нынешнем варианте мужчина держит ношу обеими руками.
Едва подойдя к арке, вы уже увидите красоты Центральной аллеи и нынешний Центральный павильон. Что ж, самое время заходить на территорию, чтобы полюбоваться этими достопримечательностями вблизи.
Открывает панораму на первый комплекс павильонов, включая Центральный, а еще служит отдельным мини-парком с рассаженными цветниками (одних только роз – 4000!) и 14 одинаковыми фонтанами, симметрично расположенными с двух сторон. Реконструкцию аллеи проводили в соответствии с оригинальной планировкой 1930-х – 1950-х годов, так что сегодня мы имеем возможность наслаждаться историческим ландшафтом территории, прогулка по которой была равносильна выходу в высокий свет.
Пройдем по аллее к Центральному павильону. 97-метровый гигант, он несколько напоминает здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге: строгие линии, смягченные лишь скульптурным декором (свои «рабочие» и «колхозницы» здесь тоже есть), ступенчатая композиция и, конечно же, центральный шпиль. Здание воздвигалось одновременно с Главным входом и должно было стать доминантой всего комплекса. Отчасти так и получилось, ведь несмотря на архитектурное разнообразие павильонов ВДНХ, этот дворец вы вряд ли пропустите.
Обойдем Павильон № 1 справа, по аллее Космонавтов (не упускайте возможности насладиться красотами розария), и выйдем к одному из самых живописных мест Выставки. Если гуляете на закате, готовьте камеры: солнце как раз будет спускаться к горизонту и игриво отражаться в стеклянном куполе павильона «Космос» (до него еще дойдем). По правую руку – триумвират строений, стоящих полукругом: «Атомная энергия», «Армения» (он же – «Угольная промышленность» и бывший «Сибирь») и «Карелия» (он же – «Советская печать»). Все они, так или иначе, напоминают древнегреческие храмы – но со своими уникальными особенностями, которые не позволяют им слиться друг с другом: будь то мотивы карельской избы или лепнина, рассказывающая о быте Сибирского края.
От «Армении» расстилается живописный спуск с колоннами и цветниками. Пройдем по нему и приблизимся к одной из самых эффектных достопримечательностей ВДНХ – позолоченному фонтану «Дружба народов». Он, как несложно догадаться, тоже продукт послевоенной реконструкции выставки, во многом опиравшейся на классическую архитектуру. Концепция строения известна и очевидна всем – 16 девушек, выстроившихся вокруг снопа из пшеницы, технической конопли и подсолнухов, символизируют каждую из входящих тогда в состав СССР республику (скульпторам тогда позировали реальные уроженки той или иной ССР). А вот имя того, кто придумал столь романтичное название фонтану, неизвестно до сих пор. Во время строительства его называли просто «Главным» или «Золотым снопом» (читайте также: «Каменный цветок и голубое дерево: 15 знаковых фонтанов Москвы»).
Обойдя «Дружбу народов», легко снова выйти на центральную ось. По ней направляемся ко второму знаковому фонтану ВДНХ – «Каменному цветку». Держитесь правее: так проще рассмотреть еще один необычный павильон комплекса – «Советскую культуру». Раньше он носил название «Узбекская ССР», о чем нам напоминает декор в виде хлопка (республика была лидером в его производстве). Перед зданием возвышается его главная достопримечательность – изящная ротонда, в центре которой бьется ввысь собственный фонтан.
Минуем павильон и подходим к длинному бассейну «Каменного цветка», украшенного вдоль композициями со всевозможными яствами. В этом и состоит главная идея фонтана – изобилие. Кстати говоря, изначально именно этот фонтан должен был демонстрировать посетителям фигуры девушек-республик, собравшихся вокруг снопа сена. Однако позднее было решено, что эта концепция достойна Главного фонтана, а его-то стоило разбить возле Главного (Центрального) павильона. Идея с сияющим всеми оттенками радуги цветком родилась фактически как замена «Дружбе народов»: вдохновение архитектор Константин Топуридзе искал в уральских сказах Павла Бажова.
Нарочитая «нарядность» фонтана несколько уводит нас от классических образцов послевоенной ВДНХ, но, тем не менее, она прекрасно сочетается с соседним павильоном под номером 58. Сейчас он называется «Земледелие», а до 1964 года величался в честь Украинской ССР. Многие сравнивают это здание с драгоценным ларцом, украшенным ажурными элементами в виде колосьев. Особенно выразительна входная группа павильона. По бокам возвышаются две стеллы-флагштока, посвященные 300-летию воссоединения Украины с Россией. Портал оформлен в виде арки, сплетенной из злаков, фруктов и овощей, а внутри этой арки разными цветами сияет витраж с изображением Переяславской рады. Совсем недавно в павильоне был открыт Центр славянской письменности «Слово».
Купол павильона «Космос» и нос макета ракеты «Восток» виднелись уже давно, но только сейчас, спустя 1.5 км пути, мы можем увидеть эти объекты вблизи (читайте также: «7 главных «космических» мест Москвы»). Сейчас мы находимся на площади Промышленности, в центре которой, словно обелиск, стоит копия ракеты-носителя, доставившей в космос корабль Юрия Гагарина. Ее длина – почти 40 метров, что сопоставимо с высотой 16-этажного дома.
Макет появился здесь в честь 50-летия Октября, тогда же дополнительную направленность получил огромный павильон под названием «Машиностроение», который сегодня известен просто как «Космос». Само здание, напоминающее то ли гараж, то ли вокзал, было построено в 1938-1939 годах, но было реконструировано и расширено в 1954-м (тогда же появился стеклянный купол). Сегодня здесь располагается центр «Космонавтика и авиация», открывшийся в 2018 году. В его экспозиции представлено 120 уникальных образцов летательной и космической техники, а в подукпольном пространстве разместились игровые симуляторы, позволяющие любому желающему почувствовать себя настоящим космонавтом.
Если идти далее по центральной оси, миновав павильон «Космос», то попадете в «Зеленое сердце» ВДНХ – Ландшафтный парк, разбитый по проекту французского архитектора Мишеля Пена. Гулять здесь можно бесконечно, а если надоест, то можно отправиться прямиком в Останкинский парк или Главный ботанический сад РАН (читайте также: «Шесть чудес Главного ботанического сада РАН»). Впрочем, этот маршрут явно выйдет за рамки одного часа, а потому его стоит приберечь на другой раз. А сейчас – самое время возвращаться назад, но уже по Южной стороне оси.
Именно здесь вас будет ждать тройка самых красочных павильонов – комплекс строений 11, 13 и 14, расположенных на Главной аллее, проходящей между «Каменным цветком» и «Дружбой народов». Эти здания выделяет этничность, что неудивительно, ведь когда-то они были отведены конкретным республикам: Азербайджану (сейчас – № 14, или «Вычислительная техника и информатика»), Армении (сейчас – №13, или «Здравоохранение») и Казахстану (сейчас – №11, или «Металлургия»). Несколько выбивается из столь яркого ансамбля павильон под номером 12, облицованный мрамором, но и этому есть объяснение. Все дело в том, что изначально на его месте стояло здание для Грузинской ССР, которое, конечно же, имело куда более классический вид: 18-метровый изящный портик, светлые фасады, фонтаны и обилие южной растительности в саду. Но в 1965 году павильон демонтировали, а через 20 с лишним лет возвели на его месте новый, соответствующий духу того времени. Сегодня в нем находится Выставочный центр профсоюзов.
Мы вновь приближаемся к фонтану «Дружба народов» и минуем очередную тройку павильонов бывших советских республик – на этот раз здесь расположились здания, которые были отведены под достижения Латвии, Литвы и Эстонии. Обратите внимание на симметрию: по северной стороне, за фонтаном, виднеются «Атомная энергия», «Армения» и «Карелия», которые мы проходили в начале маршрута.
Сегодня эта Прибалтийская тройка носит естественнонаучные названия: «Химия», «Биология» и «Физика». А сразу следом, около Центрального павильона, в качестве резюме возвышается павильон «Народное образование», а котором сейчас символично работает выставка «Роботстанция» (читайте также: «ВДНХ – детям: какие павильоны, музеи и площадки точно понравятся ребенку»). Впрочем, изначально и это здание имело географическую направленность – оно посвящалось достижениям Северного Кавказа. Отсюда и архитектурное решение строения: легкая белоснежная конструкция с колоннадой имитирует лучшие курортные здания на юге России.
К арке Главного входа возвращаемся через Центральную аллею, минуя Южный розарий. Отсюда особенно приятно еще раз взглянуть на историческую панораму всего комплекса. На этом ознакомительный маршрут по ВДНХ подходит к концу ─ по сути, мы прошли туда-обратно вдоль центральной оси, однако на территории комплекса имеется еще одна живописная дорога ─ Кольцевая. В следующий раз именно она может послужить вам в качестве очередного маршрута, ведь вдоль нее расположено не меньше объектов, достойных восхищения.