Памятник на Триумфальной площади – это далеко не самый крупный столичный монумент, но он неизменно притягивает к себе взгляды прохожих. Автор скульптуры будто бы уловил главную, самую характерную черту поэта и его творчества, так что, глядя на фигуру, сомнений не остается – это Маяковский. Он стоит вполоборота, уверенно смотря перед собой, и, кажется, вот-вот прогремят над площадью знаменитые стихотворные строки.
Памятник работы скульптора Александра Кибальникова и архитектора Дмитрия Чечулина был торжественно открыт в столице 28 июля 1958 года. Ныне Триумфальная, эта площадь в то время носила имя поэта – Маяковская. После окончания официальной церемонии у монумента впервые прошли чтения стихов, положившие начало традиции Маяковских чтений. Впоследствии «у Маяка» выступали многие известные литераторы и молодые дарования.
Станция «Маяковская» Замоскворецкой линии открылась 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Первоначальный проект, подготовленный архитектором Самуилом Кравецем еще в первой половине 1930-х годов, из-за сложных геологических условий пришлось существенно изменить. Над финальным проектом работал Алексей Душкин. В итоге «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения, зал которой опирается на стальные колонны. Она сразу же привлекла внимание общественности: в 1939 году проект получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Архитектура станции очень узнаваема: изящные арки и овальные ниши, в которых размещены лампы и мозаичные панно по эскизам художника Александра Дейнеки. Все эти элементы создают ощущение основательности и одновременно легкости, тем самым перекликаясь с поэзией Маяковского – такой же мощной и в то же время воздушной. На станции установлен бюст поэта, созданный скульптором Александром Кибальниковым, автором памятника на Триумфальной площади.
Владимир Маяковский сотрудничал со многими периодическими изданиями, но его путь в газету «Известия» был непростым. Дело в том, что главному редактору Юрию Стеклову стихи поэта были не по душе, и печатать их он не хотел. Впервые произведение Маяковского – стихотворение «Прозаседавшиеся» – появилось на страницах газеты почти нелегально: это случилось в момент отъезда Стеклова 5 марта 1922 года. В редакции произошел небольшой скандал, однако стихи заметил и похвалил Владимир Ленин. После этого Маяковский стал печататься в «Известиях» регулярно и даже получил редакционное удостоверение. Всего на страницах газеты появилось около 50 публикаций поэта – стихи, очерки, рекламные тексты. Поэт порой заходил в редакцию просто для того, чтобы побеседовать с журналистами.
Здание «Известий» было возведено на Пушкинской площади, которая тогда называлась Страстной, в 1925–1927 годах при участии известного инженера-конструктора Артура Лолейта. Сооружение в стиле конструктивизм – яркая точка на архитектурной карте центральной части города.
В доме 15/13 в Гендриковом переулке (сегодня это переулок Маяковского) поэт жил с 1926 по 1930 год. Сюда же въехали Осип и Лиля Брик. Квартира № 5 сразу стала важным центром культурно-литературной жизни Москвы. Здесь можно было встретить Бориса Пастернака, Сергея Эйзенштейна, Всеволода Мейерхольда. Дом Маяковского посещали Диего Ривера, Теодор Драйзер и многие другие выдающиеся люди того времени. Он стал штаб-квартирой творческого объединения «ЛЕФ» – «Левого фронта искусств», лидером которого был Маяковский.
После смерти поэта в этом доме был открыт мемориальный музей, а Гендриков переулок переименовали в переулок Маяковского. Дом-музей просуществовал несколько десятилетий и пользовался большой популярностью у горожан. В 1974 году музей был перемещен в проезд Серова (ныне – Лубянский проезд).
Здание в Калашном переулке называли первым советским небоскребом. Этот дом – важный памятник архитектуры конструктивизма начала ХХ столетия. Он был возведен по проекту Николая Струкова в очень короткие сроки, что повлекло за собой ошибку и обрушение одной из стен. В 1923–1925 годах здание было достроено, в нем появились дополнительные этажи. Здесь разместил свои кабинеты и склады Моссельпром.
Для оформления здания в фирменном стиле Моссельпром обратился к творческому объединению «ЛЕФ», участниками которого были поэты и художники-авангардисты. Над дизайном работал Александр Родченко, а рекламные тексты создавал Владимир Маяковский. Перу поэта принадлежит самый броский слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме!», он сочинил для Моссельпрома и многие другие рекламные короткостишия.
Коммунальная квартира № 12 в доме 3 в Лубянском проезде (до 1994 года – проезд Серова) стала первой собственной жилплощадью Маяковского в Москве – до этого поэт несколько лет жил в гостиницах Москвы и Петербурга (Петрограда). Здесь он работал над многими своими произведениями, в том числе над проектом «Окна сатиры РОСТА».
С 1974 года в здании на Лубянке находится Государственный музей В.В. Маяковского. Он хранит большую коллекцию личных документов поэта, фотографий, книг, художественных работ Маяковского и его современников. В настоящее время основное здание музея находится на капитальном ремонте. Его планируют открыть к 130-летию со дня рождения поэта, в 2023 году.
Дом на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка имеет давнюю театральную историю. Еще в начале XIX века его арендовала контора театральной дирекции по московскому отделению, затем здесь располагался театр, основанный немцем Георгом Парадизом (театр «Парадиз», Немецкий театр). В начале прошлого столетия театр превратился в Интернациональный, потом – в Театр революции, Московский театр драмы, а в 1954 году получил имя Владимира Маяковского.
Здание из красного кирпича в псевдорусском стиле, которое театр занимает по сей день, было спроектировано в конце 1880-х годов архитектором Константином Терским при участии молодого Федора Шехтеля. В разное время режиссерами театра на Большой Никитской были Всеволод Мейерхольд, Николай Охлопков, Андрей Гончаров. В современном репертуаре Театра имени Маяковского – спектакли по классическим произведениям и работам современных драматургов.
Источник: столичный Комитет по туризму и проект #Москвастобой