Поэт-песенник Игорь Кохановский и Владимир Высоцкий были одноклассниками и друзьями. В день перед последним звонком их осенила идея – написать отчет за 10 лет обучения в школе в стихах. Кохановский вспоминал: «За четыре урока мы накропали шуточную поэму о школьной жизни и обо всех наших учителях – аж в 20 онегинских строф! Одиннадцать написал я, девять – Володя».
Энциклопедия школьной жизни двух друзей начиналась так:
«Ты удивишься, наш читатель,
Такое чудо увидав:
“Газета, да какая, гляньте!
И вся, как книжечка, в стихах”.
Но нет тут чуда никакого.
То плод стремления благого,
Последний и прощальный смех,
Последние проказы тех,
Кто в свой последний год ученья
Всех больше школе насолил,
Но кто душой честнее был
(Пример – грехов скрыть неуменье),
Кто интересней всех провел
Весь десяти лет “произвол”».
Одноклассник юных подражателей Пушкину Владимир Мохов был свидетелем создания поэмы и даже стал ее первым читателем. Впечатления он пронес через всю жизнь: «Они, когда написали, говорят: “Слушай, на, вот, почитай”. Прочитал: здорово! Говорят: “Пойдем с нами к Вере Петровне. Чтобы она разрешила опубликовать”. В переменку пошли к ней. Это все было в тетрадке. Никаких исправлений не было. Там все было чисто написано – Вере-то отдать... Она: “Оставьте”. Взяла почитать. В общем, она запретила. Помню, в одной из строф было написано: “Пусть Жив вечно будет жив!”. Вере показалось, что в поэме не обо всех хорошо, и она ее запретила. А нам казалось, что она к нам очень хорошо относится».
Текст запрещенной Верой Петровной «Школьной поэмы» был восстановлен в 2010 году. В Государственном музее Владимира Высоцкого экспонируется ее черновик.
«Но что бы ни было, читатель,
Расстаться нынче я с тобой
Хочу как старый друг-приятель:
Ведь остаешься ты, друг мой,
Где веселились мы, тужили,
Дрались, ругались и дружили,
Где провели мы столько лет –
Всей нашей жизни лучший цвет.
Сейчас нам радостно и грустно,
И хочется мне в строках сих
Заставить свой прощальный стих
В вас разбудить такие чувства,
Чтоб нас, ушедших навсегда,
Вы не забыли никогда».
Начальное образование Сергей Есенин получил в Константиновской земской школе. Классы были немногочисленными, а учебный год непродолжительным – дети помогали взрослым по хозяйству, занятий не было в дни православных праздников, в дни рождения членов царской семьи, а на Рождество и Пасху начинались каникулы.
Обучение в земской школе длилось четыре года, но Сергей отучился пять – из-за плохого поведения его оставили на второй год. Несмотря на это, в последний год обучения будущий поэт сдал все экзамены на отлично, за что был награжден похвальным листом и Евангелием. Отец Есенина гордился успехами сына и всячески их поощрял. Младшая сестра поэта Екатерина вспоминала: «Отец снял со стены портреты, а на их место повесил похвальный лист и свидетельство, а ниже повесил остальные портреты».
По воспоминаниям одноклассников, будущий поэт был заядлым книголюбом и никогда не расставался с книгами. После окончания Константиновской земской школы Сергей поступил в Спас-Клепиковскую второклассную учительскую школу, в которой обучался с 1909 по 1912 год, – будущий поэт получил звание учителя школы грамоты.
В Музее С.А. Есенина хранятся ученический деревянный пенал и копия похвального листа поэта.
В конце XIX века в Российской империи были учреждены второклассные школы, в которых на самом деле обучались три года. Существовали они в сельской местности и были предназначены для подготовки преподавательских кадров. Поступить могли подростки с начальным образованием в возрасте от 13 до 17 лет любых сословий и православного вероисповедования.
Второклассные школы были распространены преимущественно в европейской части страны – Вологодской, Костромской, Пензенской, Новгородской, Симбирской, Вятской епархиях. В музее «Садовое кольцо» хранится оставшийся от одной из таких школ документ – пустой «бланк ведомости об успехах и поведении учеников ___ отделения Карлинской второклассной школы Сенгилеевского уезда, Симбирской губернии за ___ четв. 19__ учебный год».
Из него мы можем узнать, что в учебной программе упор был сделан на религиозные предметы – Закон Божий, церковную историю, богослужение, церковнославянский язык (неудивительно, что второклассные школы были упразднены в 1917 году). Кроме этого, будущие сельские учителя изучали отечественную историю, географию, арифметику, природоведение, геометрическое черчение, дидактику и гигиену. В ведомости также прописывалось количество посещенных практических занятий и пропущенных уроков. Для «малоуспешных» учеников педагогический совет школы составлял список рекомендуемых мер для поднятия их успеваемости.
Анастасия Цветаева, как и ее старшая сестра Марина, получила домашнее начальное образование. Затем сестры учились в частной женской гимназии: «Марина училась в гимназии Брюхоненко на Малой Кисловке, и я с осени поступила туда же. С первых же дней, в переменах сходясь, вдвоем ходили по рекреационной зале, под высоким лепным потолком».
В своих воспоминаниях Анастасия Цветаева пишет о директоре гимназии, учителях и взаимоотношениях с ними: «Начальница Мария Густавовна Брюхоненко, большая, полная, добрая, пожилая, являла резкий контраст со своим более молодым мужем – рыжеволосым, рыжебородым (узенькая бородка) Александром Николаевичем. Он ходил в вицмундире, был розов, весел и необыкновенно увлечен своим предметом – естествознанием. Скоро отметил он мое вящее равнодушие к ним и подшучивал надо мной, быть может, боясь моего влияния на класс. <…> Подруги мои кротко принимали в сердце его пылкие уроки, увлекались физическими опытами и – что страннее было мне – формулами скучнейшей мне химии, как я – стихами».
В Доме-музее Марины Цветаевой хранится характеристика учениц гимназии М.Т. Брюхоненко, датированная 1910–1911 годами. Про Анастасию в ней написано следующее: «Цветаева – кого-то из себя корчит, ломается, умная, развитая, очень интересная как собеседник».
В 1908 году в семье Скрябиных родился сын Юлиан. В семье ходили легенды о его необыкновенных талантах, признаки которых проявились очень рано. Первое упоминание способностей Юлиана в архивах Скрябиных датируется тем же 1908 годом. Едва оправившись после родов, супруга композитора сообщает в письме: «Наши детки здоровы, Юлиан очень славный становится мальчишка, не по месяцам (!) развитый».
Как и отец, Юлиан Александрович проявлял способности в музыке. Уже на первом уроке ритмической гимнастики в школе Гнесиных юный гений «привел всех в восторг своим серьезным, страстным отношением к учению!». Люстюкрю (домашнее прозвище Юлиана) проявлял себя не только в музыке. «Представь себе, что этот малыш решил в пять минут две задачи, которые Ариадна находила слишком трудными!» – писала Татьяна Федоровна Шлецер-Скрябина мужу.
Едва достигнув семилетнего возраста, Юлиан начал удивлять всех своими новыми, совсем не детскими увлечениями. В 1915 году о нем писала Татьяна Федоровна своей подруге: «Юлиан все больше и больше увлекается музыкой. Он любит очень импровизировать и иногда удивляет меня интересными аккордами. Наравне с музыкой он любит и философию, и архитектуру (это он заявил мне недавно). Много хороших минут мне доставляет мой мальчик, воспитывать так интересно, но и так жутко, я так боюсь за него, если бы Вы знали!»
Подающий большие надежды юный композитор погиб в возрасте 11 лет. В Музее А.Н. Скрябина сохранилось несколько рабочих тетрадей Юлиана с упражнениями, гаммами, первыми опытами в сочинении и рисунками.
Константин Паустовский проходил обучение в Киевской Первой гимназии – одном из лучших заведений царской России. По воспоминаниям писателя, в гимназию привозили всех высокопоставленных гостей города. В 1911 году она отмечала свое столетие, и ее посетил сам Николай II. В честь этой даты гимназия получила название – Императорская Александровская. Тогда же было выпущено памятное издание «Столетие Киевской Первой гимназии», посвященное истории и жизни этого выдающегося учебного заведения. Экземпляр уникального издания, содержащего редкие фотографии преподавателей и учеников, а также интерьеров гимназии, сегодня хранится в Музее К.Г. Паустовского.
В одной из витрин музея можно увидеть металлическую перьевую ручку начала ХХ века. Такую ручку со сменным пером называли вставочкой. Подобными письменными приборами пользовались во времена обучения Паустовского в гимназии.
Есть в экспозиции и пряжка от поясного ремня ученика Киевской Первой гимназии и пуговица с гимназического мундира. Гравировка на пуговице указывает на то, что она принадлежала форме ученика гимназии уже после ее переименования в Императорскую Александровскую.
До школьной реформы 1786 года общее образование было слабым по качеству преподавания и доступным далеко не всем. В 1780-х годах при правлении Екатерины II была собрана комиссия для организации системы образования, которая предполагала охватить не только столицу, но и губернские и уездные города. Для выполнения задуманного требовалось подготовить квалифицированных учителей и издать учебные пособия.
К созданию первого учебника по естествознанию был приглашен ученый-естествоиспытатель путешественник и этнограф академик Санкт-Петербургской Императорской академии наук Василий Зуев. Изначально ученый вел занятия для школьников и студентов по своим записям, но вскоре составил учебное пособие «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской Империи по Высочайшему повелению царствующия Императрицы Екатерины Вторыя».
В книге Зуев решил все методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, структура, стиль изложения), определил методы и средства обучения. Пособие состоит из двух частей. В первой два отдела – «Ископаемое царство» (почвы, минералы, металлы и соли) и «Прозябаемое царство» (растения). Во второй – «Животное царство». В дальнейшем этот учебник сыграл важную роль в становлении методики преподавания естествознания.
Выпустили учебник в 1786 году без авторства. Редактором выступил немецкий ученый Петр Паллас, который дал ему очень высокую оценку. По его мнению, книга превосходила все иностранные издания по естествознанию того времени.
В царской России Алексеевское военное училище считалось третьим по престижности после Павловского и Александровского. В настоящее время в его здании располагается общежитие Общевойсковой академии и Военного университета Вооруженных сил Российской Федерации.
Училище было основано в 1864 году как Московское пехотное юнкерское училище на территории Красных казарм Екатерининского дворца. С момента основания по 1917 год оно выпустило почти 14 тысяч офицеров. Изначально туда поступить могли действующие военнослужащие, не окончившие среднюю школу, – после обучения они возвращались в свои полки в звании подпрапорщиков. Позже появились одногодичные курсы – для имеющих высшее образование – и двухгодичные, куда принимались абитуриенты после школы.
В 1897 году учебное заведение переименовали в Московское военное училище, отменили одногодичные курсы, а юнкера стали выпускаться в звании офицеров. В 1906 году шефом учебного заведения был назначен сын императора Николая II, которому на тот момент было всего два года. В честь цесаревича Алексея училище было названо Алексеевским.
Форму юнкера Алексеевского военного училища конца XIX века музею подарил режиссер Никита Михалков в 1999 году – это реконструкция, созданная для его фильма «Сибирский цирюльник».
Источник: mos.ru