Александр Николаевич посетил Италию, еще будучи молодым скульптором, и остался под большим впечатлением от этой поездки. Вернувшись домой, он создал серию работ, включающих графику и скульптуру. «Пьета» – одно из произведений этого итальянского цикла.
Известная иконография сцены оплакивания Христа девой Марией называется пьета, или pietà, что переводится с итальянского как «жалость». Многие художники воплотили этот сюжет в своих произведениях, одна из самых известных интерпретаций – скульптура Микеланджело.
Композиция Александра Бурганова интересна тем, что в ней нет человеческих тел. Его скульптура – символ события, о котором напоминают драпировки. Этот прием художник использует практически в каждой работе для выражения разных эмоций. В данном случае это скорбь.
Девушка и птица – давняя тема в скульптуре Александра Бурганова. Это символ юности, молодости и мечты. Первый вариант «Юности» был сделан еще в 1968 году для седьмой московской художественной выставки, но работу сочли не отвечающей канонам социалистического реализма. Молодого скульптора обвинили в формализме, а его статую хотели снять с выставки. Пришлось побороться, чтобы «Юность» осталась в экспозиции. Позднее она побывала в Мюнхене и после была уничтожена.
В 1975 году Бурганов воссоздал свое любимое, как он говорит, произведение, но и оно было уничтожено после выставки Московского союза художников в Перове. Сейчас двор музея украшает уже третий, бронзовый, вариант скульптуры. Кстати, именно она стала прообразом одноименного фонтана, который установлен на Украинском бульваре.
«Девушка и конь» – еще одна работа из итальянского цикла. Скульптура символизирует связь человека с природой, передает романтическое и поэтическое настроение, посвящена юности, любви, верности. Она отсылает к средиземноморским легендам и мифам, в которых конь является метафорическим образом юноши. Рама в этой работе создает дополнительный объем, а развевающиеся драпировки, выходя за ее границы, будто отменяют законы земного притяжения.
Обе графические работы выполнены, как и скульптуры художника, в духе сюрреализма. Необычная штриховка – где-то очень тонкая и еле заметная, где-то, наоборот, жирная – особенность графики Бурганова. К сюжетам «Золотой клетки» и «Мадонны» Александр Бурганов возвращается неоднократно, есть несколько вариантов каждой из этих работ.
Для передачи эмоций Александр Бурганов часто сочетает несочетаемое, яркий пример – скульптура «Букет», гимн молодости и красоте, жизни и искусству. В 1990-х, работая над проектом фонтана «Принцесса Турандот», скульптор задумывал взять за основу образ этого произведения – вместо головы у Турандот должны были быть цветы. Но в то время к сюрреализму в городской скульптуре были готовы не все, от этой идеи пришлось отказаться и изобразить принцессу более реалистично.
С модельером Пьером Карденом Александр Бурганов познакомился в конце 1970-х, когда открывал небольшую выставку своих работ в Русском доме в Париже. Позже Карден пригласил его сделать масштабную экспозицию в своем недавно приобретенном замке в Лакосте. Выставка скульптора стала первой в этом замке, до этого модельер устраивал только театрализованные фестивали.
В XVIII веке замок принадлежал маркизу де Саду – тому самому. Мятежный Донасьен Альфонс Франсуа де Сад скрывался здесь во время крупных скандалов, связанных с его возмутительно свободными взглядами. Во время Великой французской революции 1789 года замок был разграблен, позже – частично разрушен. В ХХ веке он оказался в руинированном состоянии. Почти полвека, начиная с 1950-х, его восстанавливал Андре Буэ, любитель истории. В 2001 году, после смерти Буэ, Пьер Карден приобрел замок с условием продолжить реставрацию.
Новый владелец решил установить у замка памятник маркизу де Саду, а создать его предложил Александру Бурганову. Вместе они долго думали, как увековечить эту неоднозначную личность. В результате получилась скульптура, которая сегодня является одной из главных достопримечательностей Лакоста. Помимо этого памятника замок украшают еще несколько скульптур Бурганова.
В собрании музея есть часть скульптурной композиции «Маркиз де Сад», которая называется «Жест», – это сложенные руки, являющиеся символом несвободы, ограниченности.
Химера – чудовище из древнегреческой мифологии. Она дышит огнем, у нее голова льва, туловище козы и хвост змея. Химера в интерпретации Александра Бурганова – это превращение одного фантастического существа в другое. Скульптура предлагает подумать о противоречивости и изменчивости мира. Если обойти «Химеру» вокруг, можно увидеть совершенно разные образы – ноги человека, раскрытую пасть чудовища, драпировки.
В сквере рядом с музеем «Дом Бурганова» располагается парковый скульптурный ансамбль «Экология», посвященный теме взаимоотношений человека и природы. Титульная скульптура ансамбля представляет собой огромную вытянутую вверх ладонь с присевшей на кончики пальцев ажурной бабочкой. Отходя от всех правил канонической символики, скульптор изобразил левую руку. Правая символизирует творчество и созидание, левая – вольный союз человека и природы.
Источник: mos.ru и агентство «Мосгортур»