Веру Мухину вдохновляли люди, покоряющие высоты и глубины. Многих героев и путешественников скульптор знала лично, в том числе и одного из главных летчиков в истории СССР – Валерия Чкалова. 15 декабря 1938 года авиатор погиб во время испытания истребителя И-180. Эта трагедия сильно повлияла на скульптора – после катастрофы Мухина начала разрабатывать идею «Пантеона летчиков».
Массивное сооружение планировали использовать как колумбарий. В центре высокого круглого зала Мухина хотела соорудить бассейн, а в нем установить скульптуру, изображающую первого человека, осмелившегося оторваться от земли, – Икара. Эта идея долго обсуждалась, но ее воплощению помешала война.
Незадолго до начала боевых действий в мастерскую Мухиной заглянула жена американского посла Марджори Мерриуэзер Пост, желавшая заказать у нее свой бюст. Во время небольшой экскурсии Мухина показала американке эскиз «Икара», который поразил гостью. Узнав о планах создать большую версию памятника, миссис Пост предложила Мухиной любые деньги – лишь бы он оказался в ее коллекции, но получила вежливый отказ. Американка вновь попыталась выкупить статую в конце войны, но и в этот раз осталась ни с чем.
Впервые «Икар» представили публике на «Выставке шести» в 1944-м. Там со скульптурой случилась неприятная история – один из посетителей оторвал статую от гранитного постамента и унес с собой. Позже Мухина отлила в бронзе еще две копии: одну для Третьяковской галереи (оттуда ее тоже украли), вторую – для себя.
Гипсовый эскиз «Икара» хранится неподалеку от самого известного произведения Мухиной – в павильоне «Рабочий и колхозница». Но, в отличие от легендарной скульптуры, увидеть его не так просто – «Икар» находится в фондах музейно-выставочного объединения «Манеж», расположенных на ВДНХ.
В 1950 году началась Корейская война, оказавшая сильное влияние на будущее всего мира. Она нашла отклик и в творчестве Веры Мухиной: вместе с несколькими молодыми советскими мастерами она создала скульптурный манифест миру и свободе – композицию «Требуем мира!».
В творческой группе Мухина была самым опытным и прославленным мастером. Молодые художники немного опасались совместной работы с ней: давил ее несомненный авторитет. Однако позже вспоминали: Мухина держалась очень просто, помогая младшим коллегам и направляя их.
За каждую фигуру отвечали разные мастера: ветерана войны изваяла Нина Зеленская, фигуры русского и китайца — Зинаида Иванова, африканца – Сергей Козаков, а центральную фигуру матери, отпускающей голубя, – скульптор Александр Сергеев. Вера Мухина выполнила скульптуру кореянки, несущей на вытянутых руках мертвого ребенка. Было изготовлено две копии композиции – одна осталась на родине, а вторая отправилась в КНДР.
Мухина определяла жанр коллективной работы как скульптурный плакат и хотела, чтобы композицию перевозили в разные музеи и парки, передавая всей планете гуманистическое и пацифистское послание. Однако ее задумке не суждено было осуществиться: «Требуем мира!» поместили в постоянную экспозицию Русского музея, что расстроило скульптора.
Вторым местом прописки композиции стала ВДНХ, где она простояла до 1994 года. После скульптура переехала в парк искусств «Музеон», где и находится по сей день.
После парижской выставки 1937 года, на которой мир увидел «Рабочего и колхозницу», наступил самый продуктивный период в творчестве Веры Мухиной. Помимо воплощения многочисленных собственных идей, она сотрудничала с советскими скульпторами. Одним из них был Алексей Викторович Щусев, пригласивший Мухину оформлять Большой Москворецкий мост.
Предложение казалось очень заманчивым – Веру Игнатьевну привлекала возможность поработать с рельефом исторического центра Москвы. Изначально Щусев хотел расположить статуи на обоих концах моста, но Мухина воспротивилась: она считала, что массивные скульптуры будут вступать в конфликт с архитектурой Кремля, и уговорила архитектора разместить их с одной стороны.
Мухина предложила три варианта скульптурных композиций – одним из них и были парные фигуры «Хлеб» и «Плодородие». Все проекты вскоре были отправлены на рассмотрение, однако, когда пришло время согласовывать окончательный вариант, выяснилось, что деньги, запланированные на возведение статуй, уже потрачены на облицовку моста. Рассказывают, что после этого Мухина поругалась с Щусевым и зареклась работать с ним. Совместных проектов у них действительно больше не было.
Некоторые работы Мухиной для Большого Москворецкого моста позже все-таки пополнили архитектурный ансамбль столицы. В 1963 году скульптуры «Хлеб» и «Плодородие», выполненные по эскизам Веры Игнатьевны, были установлены в парке Дружбы, где и находятся до сих пор.
Мухина очень любила работать со стеклом. Художница была очарована им еще во время первых поездок в Париж, где любовалась витражами церквей и изучала предметы, изготовленные местными мастерами. Многие стеклянные фигурки и посуда, украшавшие дома советских граждан, были созданы по ее эскизам. До сих пор бытует легенда, что именно Мухина разработала дизайн знаменитого граненого стакана.
«Красота должна стать частью повседневной жизни, войти в быт. Я утверждаю, что обед из красивой тарелки и чай из красивой чашки вкуснее и потому полезнее. Искусство, окружая повседневно человека, смягчает нравы, оно развивает вкус масс», – любила говорить художница.
Мухина использовала стекло и в нетипичном для этого материала жанре – портрете. Экспериментировать она стала до начала войны под руководством химика, специалиста по стеклу Николая Качалова. Из-за сложностей с литьем сначала удавались только малые формы. Однако спустя какое-то время Мухина и Качалов разработали особую форму для крупных произведений. Бюст профессора стал одним из первых результатов применения новой технологии. В 1947-м эту работу представили на Всесоюзной художественной выставке.
В 1949 году бюст Качалова передали в Государственный музей керамики. Сегодня он хранится в экспозиции музея-усадьбы «Кусково».
Мухина очень интересовалась деятельностью организации ЭПРОН – Экспедиции подводных работ особого назначения, сотрудников которой она называла «рыцарями моря». В одном из своих проектов скульптор хотела использовать этот образ: «Когда мне было поручено для строительства гостиницы Моссовета дать скульптуру, которая будет украшать четыре ниши, я предложила следующую тематику: вылепить завоевателей стихий. Мне хотелось сделать стратонавта – завоевателя стратосферы, альпиниста – завоевателя гор, шахтера – завоевателя недр земли и эпроновца – завоевателя глубин моря».
Но и эта идея осталась только на бумаге. Позже Мухина отдельно изготовила небольшую фигурку, однако ее планы на «рыцаря моря» шли еще дальше – эпроновец должен был стать 40-метровым маяком. Шлем водолаза был бы фонарным помещением, тело – радиостанцией. Поставить великана Мухина хотела в Балаклаве – именно там располагалась штаб-квартира ЭПРОНа. К сожалению, на этот проект просто не нашли денег.
Своим творчеством Вера Мухина повлияла не на одно поколение скульпторов во всем мире. В том числе она вдохновила и российского мастера Алексея Тишкова – он попытался осуществить эту задумку. Сегодня на набережной в Парке Горького можно увидеть трехметрового «младшего брата» мухинского эпроновца. Каждый вечер вместе с уличным освещением зажигается и огонек в его шлеме.
Источник: mos.ru