Дата постройки: 1950–1954 годы
Лауреат конкурса в 2018 году.
Павильон № 58 «Земледелие» до 1964 года назывался «Украинская ССР». Возведенная на этом месте в 1937 году деревянная постройка была разобрана спустя 10 лет, а в январе 1949 года на Украине прошел закрытый конкурс на создание проекта нового здания. В нем победила работа архитектора Алексея Тация.
Повторив прямоугольную форму плана прежнего павильона, авторы увеличили количество залов. В центре появился круглый зал с куполом, над которым возвышалась башня, увенчанная шпилем со звездой. В декоре фасадов использовали керамику, майолику, смальту, витражи и барельефы. По четырем углам карниза установлены фигуры девушек с лавровыми венками, у главного входа – скульптурные группы «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства», созданные еще для старого здания, а также памятные стелы-флагштоки.
К началу реставрационно-ремонтных работ в 2017 году павильон находился в неудовлетворительном состоянии.
«В зоне кровли был разрушен внутренний водосток. В процессе эксплуатации здания происходили подтапливания, фасады постоянно намокали, и конструкции прогнили в некоторых местах. Также в павильоне было проведено отопление, хотя изначальный проект этого не предполагал. В результате отваливалась лепнина, были промочены угловые пилястры», – рассказывает автор проекта реставрации Владимир Покачалов.
Павильон восстановили в первоначальном виде – отреставрировали фасады, цоколь, площадки, лестницы, кровлю, башню со шпилем, аттик портала главного входа, стелы. Также был отреставрирован скульптурный комплекс – укреплены внутренние конструкции, удалены загрязнения, наслоения краски, осыпи и биопоражения, восстановлены утраты форм и смальты, выполнены окраска и тонировка.
Во время реставрации в здании провели новые коммуникации. В павильоне располагается центр славянской письменности «Слово», открытый более года назад.
Дата постройки: 1954 год
Лауреат конкурса в 2019 году.
Фонтан «Дружба народов» – один из символов не только ВДНХ, но и Москвы. Это сложная система из 784 струй, высота которых достигает 20 метров. В основе композиции — овальная чаша фонтана, увенчанная колосьями пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенными в большой сноп. Вокруг стоят позолоченные статуи девушек — символов советских республик. У каждой в руках сельскохозяйственное растение, которое чаще всего выращивалось на полях республики, – хлопок, виноград, пшеница. Вес каждой золотой скульптуры – 2,5 тонны, а высота – четыре метра.
Во время реставрации статуи демонтировали и перевезли в мастерскую, где над ними четыре месяца работали 25 специалистов. Мастерам потребовалось около пяти килограммов сусального золота для покрытия скульптур.
Специалисты отреставрировали 16 чугунных раковин на каскаде фонтана, воссоздали утраченные медные скульптуры (15 рыб и сем дельфинов), а также отреставрировали две сохранившиеся. Кроме того, была восстановлена гранитная облицовка фонтана из полированного и колотого красного гранита.
Дата постройки: начало XIX века
Лауреат конкурса в 2014 году.
В 1807–1809 годах на этом месте был построен комплекс Хамовнических казарм с действующей домовой церковью. В 1830-е годы здесь разместилась пожарно-полицейская часть с каланчой. Пока люди жили в малоэтажных домах, пожар можно было увидеть издалека по поднимающемуся вверх столбу дыма. В начале XIX века с развитием строительства в крупных городах стали появляться специальные вышки – каланчи, которые позволяли увидеть дым как можно раньше. Выдержанную в стиле ампир каланчу завершал медный купол с восьмиметровым шпилем. В 1878 году была увеличена высота арочного проезда в центре главного фасада здания.
В 1920–1930-е годы в зданиях Хамовнических казарм размещались коммунальные квартиры, что значительно изменило внутреннюю планировку.
В 1941 году верхнюю часть каланчи снесли, поскольку она могла служить ориентиром для немецких летчиков. После войны здания передали Военно-политической академии имени В.И. Ленина (ныне – Военный университет Министерства обороны Российской Федерации). В 2011–2013 годах реставраторы воссоздали утраченную часть каланчи, вернув сооружению первоначальный облик. Сейчас в зданиях снова размещается пожарная часть.
Дата постройки: 1803–1806 годы
Лауреат конкурса в 2013 году.
Главный дом усадьбы появился на этом места в середине XVIII века. В начале XIX века здание перестроили в стиле московского классицизма. В 1815–1822 годах домом владел сенатор Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, отец трех декабристов. С 1844 года здесь размещался детский приют, а после 1917-го – коммунальные квартиры, школа и общежитие. В 1986 году в усадьбе открыли Музей декабристов, который в 1991 году пришлось закрыть из-за аварийного состояния. В 2000-м в здании началась масштабная научная реставрация, инициированная потомком Муравьевых-Апостолов – Кристофером.
«Самой сложной стала реставрация деревянного сруба. Усадьба в цокольном этаже каменная, а второй этаж и чердак имеют деревянные перекрытия. Мы сумели заменить отдельные фрагменты – только сгнившие участки», – рассказывает автор проекта реставрации Лариса Лазарева.
Была восстановлена планировка середины XIX века, все построенные позже перегородки убраны. В 2013-м особняк обрел статус Дома-музея Матвея Муравьева-Апостола. Основу экспозиции составили дары потомков семьи.
«Нашей целью было оставить как можно больше аутентичных материалов и предметов планировки и как можно меньше заниматься воссозданием. Лепной декор на потолках имеет характерные признаки середины XIX века. Самое интересное место в здании – это, пожалуй, танцевальная зала с хорами. Там сохранились оригинальные барельефы, выполненные крепостными владельца дома», – добавляет Лариса Лазарева.
Дата постройки: 1801–1807 годы
Лауреат конкурса в 2017 году.
Усадьба Остафьево принадлежала знаменитым семьям Вяземских и Шереметевых и связана с именами многих выдающихся деятелей культуры. Здесь бывали Николай Гоголь и Александр Грибоедов, Денис Давыдов и Евгений Баратынский. С 1804 по 1815 год в Остафьеве жил историк Николай Карамзин. Он был женат на дочери владельца поместья князя Андрея Вяземского – Екатерине и именно здесь писал «Историю государства Российского». В Остафьеве Пушкин читал Петру Вяземскому стихотворения, созданные болдинской осенью.
В начале XIX века в усадьбе был возведен дворец в стиле зрелого классицизма, в тот же период создавался и парковый ансамбль. В конце XIX века владельцем Остафьева стал граф Сергей Шереметев. В 1899 году – к столетию со дня рождения Пушкина – он превратил усадьбу в общедоступный пушкинский музей. После революции Остафьево национализировали, но музей сохранили. Однако спустя несколько лет здесь организовали санаторий.
При современной реставрации было решено ориентироваться на первоначальный проект.
«Многое пришлось воссоздавать с нуля. Все было переделано, галереи застроены. Обычно на памятниках мы находим следы отделки. Здесь она была утрачена полностью. Вся штукатурка, весь декор были сбиты, и следов почти не осталось. В одном из залов – в большой гостиной – мы нашли один фрагмент штукатурки со следами живописного орнамента. Это была отправная точка», – рассказывает руководитель проекта реставрации Евгений Журин.
В работе специалисты использовали старые фотографии, аналоги и чудом сохранившийся проект рубежа XVIII–XIX веков, автор которого неизвестен. Можно только предполагать, был ли это Иван Старов, Матвей Казаков, Николай Львов или кто-то еще. По проекту были воссозданы планировка, лепной декор фасадов, а также бельведер, разобранный еще в середине XIX века. Восстановлены интерьеры эпохи князей Вяземских: парадная анфилада залов, личные комнаты владельцев, овальный зал («розовая ротонда»).
Дата постройки: конец XVIII – начало XX века
Лауреат конкурса в 2017 году.
В 1672–1739 годах участком земли, где расположено здание современной библиотеки, владела семья подьячего Якова Андреевича Байбакова. На плане 1756 года зафиксированы одноэтажные (на подклете) каменные жилые палаты, а на плане 1802 года – надстроенные до трех этажей.
В XIX веке участок приобретает торговец чаем Александр Куманин, женатый на тете Федора Достоевского. В XX веке дом перестает быть жилым. В 1901 году после покупки особняка Московским вспомогательным обществом купеческих приказчиков часть построек XVIII–XIX веков встраивается в новое здание с фасадом в стиле эклектика. В 1912 году на участке происходит еще ряд перестроек.
В 1938-м сюда переезжает Историческая библиотека (включающая архивы Чертковской библиотеки). В 2013 году техническое состояние здания библиотеки оценивалось как неудовлетворительное.
В результате ремонтно-реставрационных работ был воссоздан исторический облик особняка, в том числе отреставрированы фрагменты фасадов более ранних периодов, усилены несущие конструкции, восстановлены кирпичная кладка, портал главного входа и парапеты крыши. В своем первозданном виде предстала парадная лестница. Во время ее реставрации были обнаружены замечательные металлические грифоны, спрятанные под старыми деревянными панелями. Также в здании восстановлена историческая планировка и отделка помещений.
Дата установки: 1951 год
Лауреат конкурса в 2017 году.
Памятник писателю Максиму Горькому на площади Тверская Застава создавался в два этапа. В 1939 году над ним работали скульптор Иван Шадр и архитектор Михаил Барщ, однако им помешала война – проект остановили в 1941 году. В 1946-м завершить его поручили коллективу скульпторов во главе с Верой Мухиной. Постамент и стилобат памятника разрабатывал архитектор Зиновий Розенфельд, автор сквера на площади. Памятник, составивший со сквером единый ансамбль, был открыт 10 июня 1951 года. В 2005 году из-за реконструкции площади у Белорусского вокзала скульптуру Горького переместили в парк искусств «Музеон».
«Памятник был демонтирован и хранился отдельно от постамента. Не все гранитные блоки были подписаны и промаркированы, и часть из них была утрачена. Нужно было все это измерить, собрать постамент, как пазл, на компьютере. Недостающие ступени и плиты пришлось заказывать и отделывать. Следует понимать, что на том же месторождении камень может быть другого цвета. Кроме того, гранит со временем впитывает в себя загрязнения, на них образуются микротрещины, меняется цвет», – рассказывает главный архитектор проекта Алексей Жданов.
В 2017 году памятник писателю вернули на прежнее место. Вокруг монумента проложено новое трамвайное кольцо и разбит небольшой сквер.
Дата постройки: 1848 год
Лауреат конкурса в 2018 году.
Приход храма Вознесения Господня у Никитских ворот известен с 1619 года. В конце XVIII века князь Григорий Потемкин решил возвести новую большую церковь. Строительство велось в 1798–1848 годах. Проект в разное время создавали и перерабатывали архитекторы Василий Баженов, Матвей Казаков, Осип Бове, Федор Шестаков. Завершил строительство Афанасий Григорьев. В целом здание храма выдержано в стилях московский ампир и классицизм.
В 1831 году в одном из приделов недостроенной церкви венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. В 1917 году храм стал свидетелем страшных боев между юнкерами и революционными отрядами, здесь же отпевали погибших. В 1922-м церковь разграбили, но службы продолжались. В 1930-е годы храм закрыли, затем снесли колокольню. Богослужения возобновились только в 1990-м, а в 2002–2004 годах была заново построена колокольня.
В 2017–2018 годах были проведены консервация и реставрация живописи в интерьерах храма, в том числе на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части, укреплен штукатурный слой и удалена засмолившаяся копоть на стенах и сводах, отреставрированы поверхности из искусственного мрамора и лепной декор.
Дата постройки: конец XIX – начало XX века
Лауреат конкурса в 2016 году.
Рогожское кладбище было основано в 1771 году во время эпидемии чумы в Москве. С тех пор некрополь включает в себя фамильные захоронения староверов, в том числе богатейших купцов России. К их числу относится и знаменитый род Морозовых. Усыпальница членов этой семьи огорожена чугунной узорчатой оградой.
В 1861 году, с началом семейных захоронений, здесь был установлен белокаменный резной мемориальный крест. На участке погребены глава знаменитого купеческого рода Морозовых Савва Васильевич с супругой Ульяной Афанасьевной, их сыновья Иван и Тимофей с супругой Марией Федоровной, внуки и другие члены семьи. После реставрации комплексу художественных надгробий был возвращен исторический облик.
Самый знаменитый из семьи – это Савва Тимофеевич Морозов, предприниматель и меценат. Он управлял одним успешным и прогрессивным производством в России конца XIX века – Никольской мануфактурой. Морозов лично следил за состоянием рабочих на своей фабрике – например, стал платить работницам пособие по беременности. Также он выделял средства на стипендии студентам столичных и зарубежных вузов, оказывал большую помощь Московскому художественному театру, в том числе был инициатором строительства нового здания в Камергерском переулке, а также поддерживал движение большевиков, финансировал издание газеты «Искра».
Савва Морозов скончался в мае 1905 года в Каннах от пулевого ранения в грудь.
Согласно официальной версии, он покончил с собой. Однако до сих пор некоторые считают, что это было убийство.
Адрес: станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Дата создания: 1953 год
Лауреат премии в 2013 году.
Тема оформления станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии метрополитена посвящена будням Советской Украины: на пилонах центрального и боковых залов размещены сюжетные панно в стиле соцреализма. На торцевой стене станции – масштабное (24,5 метра) панно «Народное гулянье в Киеве», посвященное празднованию 300-летия воссоединения Украины и России. В 2010 году из-за сильной течи стена пришла в аварийное состояние, и фреска практически полностью осыпалась.
Работы по воссозданию начались в 2011-м. Специалисты руководствовались первоначальным проектом: в архиве Музея архитектуры имени А.В. Щусева нашли негатив исторической фотографии 1954 года. Она стала основой для воссоздания фрески. Это историческое фото отличалось от снимков 2000-х годов, так как в 1960–1970-х годах на панно проводились многочисленные обновления и записи, исказившие его колористику и композицию.
«На станции провели работы по усилению металлоизоляции торцевой стены и воссозданию штукатурного слоя. Одновременно в мастерской выполнена первая полная реконструкция фрески в масштабе 1:1. Специалистами по свету была воссоздана освещенность фрески в условиях метро. Работы велись круглосуточно, от пассажиропотока реставраторы были отделены глухой перегородкой, которая была установлена в двух метрах от панно. Такого расстояние недостаточно для восприятия целого и создания произведения монументальной живописи. Поэтому законченная фреска № 1, выполненная в мастерской, была распилена на части и привезена на станцию. Точно копируя эти фрагменты, специалисты воссоздавали итоговую фреску № 2. Часть работ проводилась в ночное время – это было связано с правилами техники безопасности при эксплуатации объекта с насыщенным пассажиропотоком», – рассказывает руководитель реставрационных работ по живописи Михаил Симагин.
Так как условия в метро не являются лучшими для хранения живописи, реставрационная комиссия решила реконструировать панно силикатными красками.
«Такие материалы хорошо зарекомендовали себя на практике. По сути процесса они похожи на фреску: по мере “кремнизации” краска становится единым целым со стеной, но также позволяет стене дышать, что и обеспечивает долговечность работы», – добавляет Михаил Симагин.
А в 2015–2016 годах мастера вернули первоначальный вид еще 49 панно и обрамляющим их картушам, воссоздав утраченные фрагменты живописи и декора. Воссоздание и тонировка композиций выполнялись в авторской манере и технике фреска темперой на основе найденных исторических материалов в Главном государственном архиве и фототеке Музея архитектуры.
Источник: mos.ru