Реставрация памятника архитектуры – сложный и многоэтапный процесс. В зависимости от состояния и размеров здания или сооружения она может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Цель реставрации – вернуть и сохранить исторический облик объекта культурного наследия. Тот, который был изначально задуман автором проекта на момент возведения строения – 100, 200, 300 лет назад – или же сформирован на каком-то этапе его эксплуатации. В этом заключается главное отличие реставрационных работ от обычного ремонта, задача которого – поддержать текущее состояние здания.
В 2019 году в Москве отреставрировали 213 памятников архитектуры. Среди них городские усадьбы (особняки Миндовского и Каратаевой – Морозова), памятники промышленной и гражданской архитектуры (Миусское депо и прачечная Дома Наркомфина) и объекты садово-паркового искусства (беседки «Нерастанкино» и «Миловида» в музее-заповеднике «Царицыно»).
Реставрация (или комплекс работ по сохранению) памятника архитектуры начинается с его первичного обследования. Для этого необходимо получить в нашем Департаменте задание на проведение работ по сохранению, а затем разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы. Они включают в себя изучение всевозможных архивных и справочных материалов, позволяющих получить информацию о строительстве и эксплуатации здания в разные временные периоды. Этим занимаются историки и искусствоведы.
Одновременно архитекторы и реставраторы проводят так называемое натурное исследование объекта. Они выезжают на место и изучают инженерные и конструктивные особенности здания, делают архитектурные обмеры и зондажи (пробные раскрытия слоев штукатурки), копают шурфы (глубокие ямы вдоль фундамента), берут пробы исторических материалов, из которых выполнены, например, какие-то элементы декора, и так далее.
Результаты полученных историко-архивных и инженерно-технологических исследований становятся отправной точкой для разработки проекта реставрации и приспособления памятника архитектуры. Он представляет собой свод методических рекомендаций по проведению работ. В нем содержится эскиз объекта, пояснительная записка с перечнем и обоснованием всех архитектурных, конструктивных и объемно-пространственных решений, необходимых для воссоздания памятника. В проекте подробно описаны этапы реставрации, а также указаны методические решения по реставрации объекта. Важной частью проекта является план приспособления исторического здания под современные нужды. Например, для размещения в нем кафе, библиотеки, музея, какого-нибудь общественного пространства и так далее.
После этого проектную документацию внимательно изучают и согласовывают специалисты Департамента. На следующем этапе определяется подрядчик, который непосредственно займется реализацией проекта. Разрешение на проведение реставрационных работ может получить организация, имеющая соответствующую лицензию на этот вид деятельности.
В Москве работают два крупных профессиональных объединения реставраторов. Это общероссийская общественная организация «Союз реставраторов России» и НП «Российская ассоциация реставраторов». В них состоят научно-исследовательские и проектные организации, а также реставрационные фирмы и индивидуальные архитекторы и реставраторы, которых привлекают для каких-то узкоспециальных работ. Например, есть реставраторы монументальной живописи, специалисты по лепному декору, мастера по позолоте и другие.
Вне зависимости от того, кому принадлежит памятник, Департамент культурного наследия города Москвы на всех этапах ведет контроль. Наши сотрудники регулярно выезжают на объекты и пристально следят за качеством производственных работ и их соответствием проекту. К примеру, в 2014 году началась масштабная реконструкция и благоустройство территории ВДНХ. На сегодняшний день комплексно отреставрированы 14 памятников архитектуры из 49, среди них павильоны № 34 «Космос», № 58 «Земледелие», № 14 «Вычислительная техника и информатика» и другие. Во время реставрации всех павильонов на ВДНХ мне приходилось посещать реставрационные площадки еженедельно.
Завершающим этапом является предоставление научно-реставрационного отчета на согласование в наш Департамент и последующая государственная приемка реставрационных работ.
Нередко еще при изучении исторических документов о памятнике архитектуры ученые делают неожиданные открытия. Они находят в архивах сведения об уникальных культурных ценностях – архитектурных элементах или декоре, которые были утрачены за годы эксплуатации здания. Так случилось со знаменитым львом на крыше особняка Анны Кекушевой на Остоженке (дом 21). О том, какой была трехметровая скульптура, установленная на кровле дома, историки знали по старым архивным фотографиям. Но вот что произошло с оригинальным львом, к сожалению, неизвестно. Поэтому реставраторам пришлось воссоздать его по имеющимся снимкам.
Процесс занял несколько месяцев. Первоначально был выполнен фор-эскиз небольшого размера из пластилина. Затем после всех этапов согласования была сделана модель из скульптурной глины, с которой в дальнейшем сняли форму и залили бетоном. С помощью бетонной модели произвели выколотку из медных листов. Далее изготовили каркас из нержавеющей стали, на котором закрепили выколоченные и сваренные медные части. В финале льва патинировали и покрыли защитным составом на основе воска. Наверх скульптуру поднимали четыре часа, после чего надежно закрепили на крыше дома при помощи огромных болтов.
Или еще пример. Скрытые керамические барельефы на здании павильона № 6 «Химия» на ВДНХ были обнаружены с помощью зондирования. Это изображения доярки с ведром для молока и свинарки, держащей поросенка на руках. О том, что исторически барельефы находились на этом месте, мы знали по архивным документам. Но считали, что они были утрачены, и планировали их воссоздавать по сохранившимся чертежам. Когда же начали демонтировать позднюю кирпичную кладку на памятнике, то обнаружили совершенно нетронутые художественные композиции 1954 года.
Другой яркий пример из истории реставрации ВДНХ – горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!», найденный в павильоне № 1 «Центральный». Уникальное панно много лет скрывалось за гипсокартонной фальшстеной в зале Мира. Конечно, было известно, что скульптор создавал этот горельеф к открытию Центрального павильона в 1954 году и что позднее – в конце 1950-х – горельеф был закрыт. Но то, что он сохранился, стало настоящим открытием для нас. Специалисты провели комплексную реставрацию. Увидеть горельеф можно будет после окончания работ в павильоне.
Во время реставрации специалистам часто приходится восстанавливать утраченные элементы. Так называемая докомпоновка проводится из современных материалов. Бытует мнение, что некоторые образцы невозможно повторить. Это не так. Сегодня существует множество видов отделочных и строительных материалов, компоненты которых использовались несколько столетий назад.
Есть, правда, небольшие трудности с докомпоновкой каменных деталей. Дело в том, что камень, добытый на конкретном месторождении, уникален по своей природе. Например, многие здания в Москве, созданные в XIX и начале XX века, облицованы гранитом из рудников Карелии. Сегодня некоторые из них уже закрыты, поэтому приходится заказывать из соседних месторождений, подбирая материал, максимально близкий по структуре и внешнему виду.
Но даже добытый на разных пластах одного рудника камень отличается по структуре. Поэтому, например, для реставрации постамента памятника Горькому на площади Тверская Застава материал подбирался на камнеобрабатывающих комбинатах, где остались части партий гранита, полученные в прошлом столетии.
Технология полного воссоздания какого-то архитектурного элемента имеет свои особенности. Так, чтобы вернуть утраченные маскароны (скульптурное украшение в виде головы человека или животного), снимаются силиконовые формы с уцелевших фрагментов. Как правило, на одном здании бывает не один, а несколько маскаронов. По полученному слепку отливается копия, которая устанавливается на историческое место.
Материалы для реставрации заказываются как на российских фабриках, так и на зарубежных. К примеру, для докомпоновки сохранившейся керамики на фасаде павильона «Земледелие» на ВДНХ была произведена полихромная керамика на одном из подмосковных заводов.
В Московской области также изготовили часть фрагментов разноцветной смальты для облицовки фонтана «Каменный цветок». Остальную привезли из Академии художеств в Санкт-Петербурге, где ее заказывали и в 1954 году.
Кстати, технология производства материала была та же самая, что и более 60 лет назад. Смальту до сих пор делают, соединяя два стекла – цветное и белое. А между ними размещают прокладку из сусального золота или серебра. Для глубины и игры цвета нижний слой стекла должен быть от шести до трех миллиметров, а верхний – от 0,14 и больше. Например, для листьев цветка применялась так называемая глушеная смальта.
При восстановлении фонтана «Каменный цветок» реставраторы тщательно подбирали оттенки, чтобы они полностью соответствовали историческим. Современные образцы прикладывали к сохранившимся подлинным фрагментам на фонтане, и могу с уверенностью сказать, что они абсолютно идентичны по форме и цветам. Тем не менее у горожан возникли вопросы, почему некоторые детали фонтана (особенно зона самоцветов) оказались после реставрации гораздо ярче, чем до нее. Дело в том, что за долгие годы историческая смальта была почти полностью исчезла с постамента фонтана. А незначительные ее остатки покрылись плотным слоем налета, поэтому не выделялись на фоне бетонной конструкции. Сняв их и отчистив от загрязнений, специалисты увидели именно те цвета, что и впоследствии были воссозданы. Всего для отделки фонтана использовалось более 200 цветовых оттенков смальты.
В процессе реставрации памятника архитектуры важно соблюсти баланс между сохранением исторического наследия и современной функциональностью здания. При разработке и воплощении плана приспособления объекта перед реставраторами стоит очень сложная задача: вписать в историческое пространство новую функцию дома, не нарушив и не повредив подлинные детали памятника.
Обычно после реставрации в исторических зданиях размещаются школы, библиотеки, магазины, лечебные учреждения и другие социальные объекты. Например, в доме статского советника Андрея Дашкова (Дашков переулок, дом 7) работает теперь детская клиника. Здание, ставшее памятником архитектуры, было возведено в начале XIX века, в 1869-е годы в нем жил директор Румянцевского музея Василий Дашков. Бывшее Миусское трамвайное депо превратилось в гастрономический центр. В павильоне № 71 «Атомная энергия» на ВДНХ после реставрации открылся дворец госуслуг «Мои документы». Павильон № 58 «Земледелие» переоборудовали в центр славянской письменности «Слово», а в павильоне № 62 «Охрана природы» разместился Международный центр балета.
Иногда у здания уже есть определенная функция, поэтому задача реставраторов – сохранить и усовершенствовать ее. Так произошло с детской музыкальной школой имени Р.М. Глиэра. Она была открыта в 1933 году, и с тех пор в доме номер 29 на Большой Якиманке учили юных москвичей музыке. Спустя почти столетие здание изрядно обветшало и стало небезопасным для детей. Специалисты укрепили конструкции четырехэтажного дома, восстановили его исторический фасад, а внутри отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов. Дети во время работ занимались в другом здании.
Еще один пример удачного приспособления объекта культурного наследия под современные нужды – здание Дома-музея Тургенева на Остоженке. В прошлом году он открылся после четырех лет кропотливой проектной и реставрационной работы.
Двухэтажный деревянный дом с антресолями был построен в начале XIX века. До 1917 года в доме жила семья Ивана Тургенева. Позже в нем находились коммунальные квартиры. В 1960-е его признали памятником культуры, а в 1974-м – после расселения коммуналок – в здании провели первую реставрацию. До конца 2000-х здесь располагалась организация «Спортинтерпром».
В преддверии 200-летия писателя здание комплексно отреставрировали. Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажами. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Теперь в доме-музее хранится более 1500 экспонатов. В их числе – последний прижизненный портрет Ивана Тургенева, раритетные издания его книг и другие уникальные предметы.
Источник: mos.ru