Рояль Bechstein оказался в квартире выдающегося российского пианиста и композитора Александра Скрябина в 1912 году. Его в дар музыканту преподнес представитель фабрики Андрей Дидерихс. Вскоре Скрябин начал репетировать и сочинять свои произведения исключительно на нем.
Инструмент поставили на почетное место в кабинете Александра Ивановича. Крышка рояля практически всегда была опущена, на ней стояли семейные фотографии. Профессиональные музыканты могут сказать, что закрытая крышка заглушает инструмент и мешает полностью раскрыть его потенциал, но сам Скрябин любил именно такое звучание – ему не нравилось, когда рояль был слишком «крикливым».
Даже после смерти композитора его Bechstein не перестает звучать. В разные годы за клавиатуру садились лучшие пианисты мира: Сергей Рахманинов и Ван Клиберн, Владимир Горовиц и Мария Юдина. Посетители Мемориального музея Александра Скрябина могут услышать звучание этого легендарного рояля два раза в год – 6 января и 26 апреля, в день рождения и день памяти великого композитора.
Имя Юрия Шахнова много лет звучало в Ленконцерте – с 1961 года и до конца жизни он аккомпанировал всем выступавшим там певцам и певицам. Под звуки его аккордеона пели Марк Бернес, Ефрем Флакс, Ольга Нестерова, Эдуард Хиль, Зоя Виноградова и другие советские звезды. Шахнов всегда играл стоя и всегда – без нот, репертуар всех артистов, с которым работал, он знал наизусть. Музыкант вошел в историю как аккордеонист, хотя изначально выбрал другой инструмент.
Музыкальный вундеркинд, в пять лет он сел за фортепиано, в семь поступил в музыкальную школу, а вскоре стал одним из лауреатов Всесоюзного конкурса юных дарований. Совершенствовать мастерство он продолжил в музыкальном техникуме, куда поступил после окончания школы. Музыку Шахнов не оставил и во время Великой Отечественной войны.
Юрий Владимирович служил во флоте. После одного из сражений в его руках оказался трофейный немецкий аккордеон – инструмент ему отдал лично капитан. Уже через несколько дней Шахнов начал радовать сослуживцев исполнением произведений разных композиторов. После войны аккордеон стал его главным инструментом.
Однако на концертах он появлялся не с трофейным немецким аккордеоном, а с отечественным «Красным партизаном». Ленинградская фабрика музыкальных инструментов «Красный партизан» первой в стране начала выпускать аккордеоны в 1936 году. Сегодня легендарный инструмент можно увидеть в постоянной экспозиции Музея русской гармоники Альфреда Мирека.
Арфа в Российской империи приобрела популярность в XVIII веке благодаря появлению Смольного института благородных девиц в 1764 году. Многие выдающиеся арфистки вышли из крепостных театров – состоятельные дворяне любили обучать своих лучших актрис игре на модном инструменте. Одной из них была Прасковья Ивановна Жемчугова, служившая в крепостном театре Шереметевых. Она умела играть еще и на клавесине, а о ее пении ходили легенды по всей России. По легенде, арфа, которая хранится сегодня в фондах музея-заповедника «Останкино», когда-то принадлежала Прасковье Ивановне.
Прасковья Жемчугова – одна из самых трагических фигур истории крепостного театра. Дочь кузнеца из Ярославской губернии с потрясающими голосом и слухом покорила не только сцену, но и сердце графа Николая Шереметева. Влюбленный граф долго пытался получить разрешение на официальный брак с Прасковьей Ивановной, но не помогло даже близкое знакомство с императором Павлом I – слишком глубока была сословная пропасть. Они долго жили в фактическом браке, что ранило Жемчугову. Наконец, после смерти императора, Шереметев подделал бумаги о якобы имеющихся у невесты польских шляхетских корнях и тайно обвенчался с ней. Но под новой фамилией ей было не суждено прожить долго: через два года Прасковья Шереметева умерла во время родов, ослабленная давней чахоткой.
Одним из немногих доступных советским солдатам утешений во время Великой Отечественной войны была музыка. Многочисленные концертные бригады, разъезжавшие по фронту, поддерживали и прославляли защитников Родины. Да и сами солдаты в окружении своих сослуживцев любили играть на музыкальных инструментах, напоминая им и себе о мирном времени.
Эдуард Владимирович Касперович служил в автомобильных войсках и всю войну прошел вместе со своим аккордеоном. Победу он встретил в Молдавии. Уже после войны Касперовича ждало еще одно тяжелое испытание – несколько лет сталинских лагерей.
Фронтовик попал в лагерь из-за своего характера – заступился за незнакомую девушку перед офицером Смерша. Тот решил отомстить Касперовичу и спровоцировал возбуждение уголовного дела по 32-й статье Уголовного кодекса СССР – хищение социалистической собственности. Невиновный человек отправился в лагерь на 10 лет.
Находясь в заключении, Касперович стал одним из лучших актеров арестантского театра. Кроме того, он состоял в концертной бригаде: был ведущим, пел и играл на аккордеоне. В 1985 году Эдуард Владимирович был награжден орденом Отечественной войны II степени. Сегодня о его истории напоминает аккордеон, который хранится в Музее истории ГУЛАГа.
В мае 2013 года в интернете появился клип на песню Space Oddity, снятый в космосе. Свою кавер-версию одной из самых известных песен Дэвида Боуи записал канадский астронавт Кристофер Хэдфилд. Его видео стало хитом, за несколько дней набрав миллионы просмотров. Жаль, что цифровой съемки и современных видеоплатформ не было в 1980-е – тогда сегодня мы могли бы увидеть и услышать, как развлекали себя музыкой на орбите советские космонавты.
6 февраля 1987 года на борт орбитальной станции «Мир» отправилась очередная экспедиция. Бортинженер Александр Лавейкин решил взять с собой гитару. Разрешение пришлось брать у заместителя генерального конструктора НПО «Энергия», но любовь к инструменту была очень сильна.
Уже в космосе Лавейкин подарил инструмент на день рождения командиру экипажа Юрию Романенко. Он тут же научился играть и даже написал более 20 песен. Игра на гитаре и бардовская песня помогали скрасить тоску по дому. О музыкальных предпочтениях космонавтов на орбите потом рассказывал сам Александр Лавейкин.
«Музыки у нас много было. Работаешь, и все время звучит музыка. Высоцкий в космосе не идет из-за своих жестких песен. А Визбор – нормально. Про палатки, байдарки, любовь – о том, чего в космосе нет. Об этом всегда приятно слушать», – отмечал он.
Чтобы гитара правильно звучала в невесомости, космонавтам пришлось ослабить струны, а корпус наполнить поролоном. Инструмент пробыл на орбите 10 лет, прежде чем вернулся назад на Землю. Его в разобранном виде забрала с собой Елена Кондакова, российский космонавт.
Сегодня гитару можно увидеть на передвижной выставке московского Музея космонавтики «Музыка космоса. От Чайковского до Королева», которая проходит в Клину в Музее-заповеднике П.И. Чайковского.
«Сыпь, гармоника! Скука… Скука… Гармонист пальцы льет волной…» Наверное, каждый любитель русской поэзии знает эти строки Сергея Есенина. Всю свою жизнь он любил звучание гармоники, с которой познакомился еще в раннем детстве.
В родительском доме поэта в Константинове не смолкали народные песни. Их пели буквально все члены семьи. Сегодня сложно сказать, кто научил юного Сережу игре на гармони – это могла быть его мама Татьяна Федоровна, прекрасно владевшая инструментом, или дедушка Федор Андреевич, у которого была целая домашняя коллекция миниатюрных гармошек – «черепашек».
Еще во время обучения в университете поэт задумывал издать сборник под названием «Гармоника». Разделы в книге должны были называться в честь разных видов русских гармошек – «Венка», «Ливенка», «Черепашка» и «Тальянка». Последняя была у Сергея Александровича любимой представительницей этого класса инструментов. Родиной тальянки музыковеды называют Башкирию – там ее больше 100 лет назад увидел фольклорист Сергей Рыбаков. Необычное название инструмент получил от сокращения слова «итальянка» (в Российской империи «итальянцами» часто называли бродячих музыкантов).
Тальянку, которая сегодня хранится в Музее Сергея Есенина, музею преподнесла в дар племянница поэта Светлана Петровна.
Сложно сказать, сколько гитар за свою жизнь сменил Владимир Высоцкий. Он играл и на простых инструментах массового производства, и на уникальных экземплярах. К своим инструментам бережно не относился – постоянно ронял их и даже разбивал. После одной из гастрольных поездок он принес своему мастеру мешок с гитарой, разбившейся более чем на 80 осколков. Травмы не избежал один из инструментов, хранящийся в Музее Владимира Высоцкого.
Гитара из палисандра (на фото – крайняя справа) никогда не принадлежала Владимиру Семеновичу – ему ее одолжили на время вместо сломавшегося инструмента. Замена так понравилась музыканту, что впоследствии он называл эту гитару лучшей в своей жизни. Однако и с этим инструментом у Высоцкого случилась неприятность – он его уронил. Из-за падения у гитары отвалилась дека, и после этого она не могла долго держать строй.
Несмотря на повреждение, Высоцкий не переставал играть на ней на концертах. Именно эта гитара была с Высоцким во время записи знаменитого выпуска программы «Кинопанорама». Там старая «травма» инструмента тоже дала о себе знать: после исполнения одной из песен Высоцкому пришлось попросить прощения у зрителей и быстро перенастроить ее.
Владимир Семенович не отдавал гитару в ремонт по одной простой причине – умер Александр Шуляковский, мастер, который ее сделал, а Высоцкий не мог доверить любимый инструмент кому-то другому. Сын Шуляковского, пообещавший себе завершить неоконченные работы отца, предлагал Высоцкому починить гитару, но тот долго отказывался. Только в июне 1980-го он согласился отдать инструмент на ремонт, но сделать этого уже не успел.
Источник: mos.ru