Величественный дом с классическим фасадом и римским портиком на Баррикадной когда-то был летней дачей Апраксиных, затем аптекой, госпиталем и домом вдов. Сюда принимались вдовы военных и гражданских лиц, прослуживших на благо Отечества не менее десяти лет. Это место связано и с именем Александра Куприна.
Писатель рано потерял отца. С 1874 по 1877 год он жил в этом Вдовьем доме. Мать писателя — Любовь Алексеевна Куприна (до замужества княжна Кулунчакова) — принадлежала к старинному княжескому роду, который со временем обеднел. Годы, проведенные там, были для Куприна и его матери трудным временем. Спустя много лет писатель вместил почти четыре года жизни в небольшой рассказ «Святая ложь»: «Обедал он и ужинал во вдовьем доме: мать, возвращаясь из общей столовой, тайком приносила ему половину своей скудной порции. Труднее было с ночлегом, так как вдовы помещались в общих палатах, по пяти-шести в каждой. Но мать поклонилась псаломщику, поклонилась и кастелянше, и те милостиво позволили Семенюте спать у них на общей кухне на двух табуретках и деревянном стуле, сдвинутых вместе».
Городская усадьба Разумовского была построена в начале XIX века архитектором А. А. Менеласом, а в середине XIX века перестроена и расширена А. Г. Григорьевым. Это яркий пример богатой городской усадьбы екатерининской эпохи с большим парком, прудами и главным усадебным дворцом. В 1833 году ее выкупил Московский Опекунский совет с целью разместить здесь «приют для призрения сирот обоего пола чиновников, умерших от холеры». В 1834 году на основе приюта был создан Московский Александровский (Александринский) сиротский институт, который чаще называли «Разумовским пансионом». Именно сюда в возрасте шести лет отдали будущего писателя. Приют был известен суровой дисциплиной. Здесь Куприн начал подготовку для поступления в Военную гимназию.
В августе 1880 года Куприн успешно сдал экзамены во 2-ю Московскую военную гимназию, которая затем была преобразована в кадетский корпус. 2-я Московская военная гимназия вместе с 1-й Военной гимназией располагались в Лефортове.
Условия жизни здесь тоже были достаточно тяжелые, а еда — весьма скверной. В 1900 году в повести «Кадеты» Куприн подробно рассказал о нравах, царивших в кадетском корпусе. Вот что писатель вспоминал о том времени и об этой повести в зрелом возрасте: «Те, кто читал мою повесть "Кадеты", помнят, наверное, героя этой повести — Буланина и то, как мучительно тяжело переживал он... незаслуженное, варварски дикое наказание, назначенное ему за пустячную шалость. Буланин — это я сам, и воспоминание о розгах в кадетском корпусе осталось у меня на всю жизнь».
Гимназия располагалась в Екатерининском дворце, который также называют Головинским. Этот дворец в стиле русского классицизма был построен для Екатерины II на месте императорского дворца Анненгоф в 1773–1796 годах.
Московское Александровское военное училище было основано в 1863 году императором Александром II на месте упраздненного в том же году Александринского Сиротского кадетского корпуса. Училище находилось в бывшем дворце Апраксиных. Задолго до появления в этих стенах юнкера Куприна здесь была одна из самых знаменитых театральных сцен Москвы. Апраксины любили устраивать пышные приемы, на которых гуляла чуть ли не вся Москва. Достаточно вспомнить, что в «Войне и мире» гости на именинах графини Ростовой не могут обойтись без упоминания la comtesse Apraksine. Во время наполеоновского нашествия в 1812 году именно в этом доме остановился французский офицер Анри Бейль, которого весь мир сегодня знает как писателя Стендаля.
В 1888 году Александр Куприн выпустился из кадетского корпуса и поступил в Александровское военное училище, которое закончил 1890 году в чине подпоручика. В военном училище он написал свой первый рассказ «Последний дебют». Однако юнкера не имели права печататься, поэтому Куприн был арестован на несколько суток. Обо всем этом писатель позже расскажет в повести «Юнкера» и рассказе «Первенец».
После выпуска из военного училища в 1890 году Куприн отправляется в 46-й Днепровский пехотный полк, который стоял в городе Проскурове (сейчас — Хмельницкий). Став известным писателем, Куприн бывал в столице только проездом. В 1919 году Куприн эмигрировал из России, но в 1937 году вернулся. Он поселился в гостинице «Метрополь» и не мог скрыть своих чувств, наблюдая за тем, как изменилась и продолжает меняться Москва: «Самое удивительное из того, что возникло за это время, и самое лучшее, что я увидел на родине, — это люди, теперешняя молодежь и дети... Родная Москва встретила меня на редкость приветливо и тепло... Мне пишут сейчас люди, которых я совершенно не знал раньше... Душа отогревается от ласки этих незнакомых друзей. Даже цветы на родине пахнут по-иному... на родине все лучше!». Из Парижа в Москву писатель привез кошку Ю-ю. И хоть в очерке «Москва родная» Куприн описывает, как кошка запрыгивала ему на плечо, в реальной жизни поговаривают, что писатель часто жаловался знакомым: «Презирает меня этот кот. Презирает. А за что презирает — понять не могу. Наверное, за то, что я неудачник».
Гостиницу «Метрополь» с полным правом можно назвать одним из самых выдающихся памятников модерна в столице. Она была построена по проектам Вильяма Валькота и Льва Кекушева. В украшении фасадов использовано панно Александра Головина и Сергея Чехонина, а также панно «Принцесса Греза», которое создали по эскизу Михаила Врубеля. Над росписями и элементами внутреннего декора работали такие известные художники как Виктор Васнецов и Константин Коровин.