Раек – пожалуй, самый популярный аттракцион ярмарок дореволюционной России. С конца XVIII века его можно было встретить на ярмарочных площадях в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле и других городах. Самое исчерпывающее описание райка дал в середине XIX века искусствовед Дмитрий Ровинский:
«Раек – это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, – раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые».
Успех представления во многом определялся и прибаутками, которыми раешники сопровождали показ картинок. Комментарии могли быть весьма фривольными, да и сами картинки имели подчас скабрезное содержание. Раек справедливо называют прадедом современного телевидения – с его помощью народ узнавал новости, дивился приключениям героев авантюрных романов и подвигам былинных богатырей.
На представленной здесь литографии изображен раешник за работой. Перед его райком столпились зеваки, разглядывающие картинки и слушающие его комментарии: «Вот, извольте видеть: султан машет платком, ему грозят штыком, завязалась кутерьма, огнем горят дома, гром пушек, кваканье лягушек…»
От раешника можно было услышать иноземный сказ о сильном и храбром воине Бове Королевиче. «Повесть о Бове Королевиче» восходит к французской поэме времен крестовых походов, но на Русь она проникла в XVI веке с Балкан через белорусские земли и стала одной из самых популярных в жанре «легкого чтения». Дмитрий Ровинский полагал, что лубки на сюжет иноземной авантюрной повести о Бове Королевиче были даже популярнее, чем листы с образами русский витязей.
Сюжет посвящен странствиям и подвигам сильного и храброго воина Бовы Королевича, поборника христианства и защитника прекрасной принцессы Друженевны. Бове удается вызволить свою любовь из рук коварного короля Мракобрута, но тот насылает на героя войско во главе с кентавром-богатырем Полканом. На лубочной картинке, которую вы видите здесь, изображен разгар поединка Бовы и Полкана, а из текста читатель узнает, что Бова одержал победу, после чего богатыри заключили союз и дальше сражались плечом к плечу.
Самый знаменитый русский богатырь лубочной картинки – Илья Муромец. Посвященная его приключениям литография, которую вы видите здесь, состоит из восьми клейм и очень напоминает современный комикс.
На первом клейме Илья Муромец, пролежавший на печи парализованным 30 лет и три года, встает на ноги, просит благословения у родителей и отправляется в Киев. По пути он побеждает разбойников и освобождает град Чернигов (клейма два и три). Четвертое клеймо показывает встречу Ильи с Соловьем-разбойником и пленение последнего, в пятом и шестом клеймах богатырь привозит Соловья к князю Владимиру, который казнит разбойника. Заканчивается сказка тем, что Илья Муромец карает неверного богатыря Идолище, который «жрал и опивал» князя.
Этот лубок предназначался не только для показа в райке, но и для покупки. Покупали его не для украшения стен дома, как предыдущие лубки, а для внимательного разглядывания и вычитывания подписей.
Приобрести такой лубок можно было в Москве в Овощном ряду, у Спасских ворот, около храма Троицы в Листах и в некоторых других местах. Продавались листы оптом, их закупали продавцы-офени, а затем разносили в лубочных коробах по всей России.
Также в народе ходила история о «храбром» Анике-воине, который разорял беззащитных людей и хвастался своей силой. Однажды встретилась ему Смерть и упрекнула его в бахвальстве, на что Аника ответил ей: «Не больно страшна: я мизинцем поведу – тебя раздавлю!» Поняв, что Смерть неуязвима, он стал молить ее о пощаде, но костлявая собеседница хладнокровно убила хвастуна.
Эта литография сочетает классические принципы лубочного изображения – плоскостную композицию, небрежную раскраску ярким цветом – с очень интересным приемом удвоения. Зритель видит Анику сразу и живым, и мертвым. Этот прием позволял даже человеку, не умеющему читать, понять сюжет.
Во второй половине XIX века широкое распространение получил так называемый песенный лубок. Очевидно, картинка здесь сопровождалась текстом песни, но что же воспевали авторы лубка? Конечно, их интересовали новинки и диковины, например, паровоз, который движется по Николаевской железной дороге, открытой в 1851 году. Диковинное сооружение вызывало огромный интерес, и в народе начали складываться песенки о железной дороге. Самая известная из них – «Близ красных ворот».
На этом лубке заметно стремление к реалистичности в деталях – здание Николаевского вокзала (сейчас – Ленинградского) авторства Константина Тона узнаешь с первого взгляда. На гравюре есть и другое дошедшее до нас здание – круговое депо Николаевской железной дороги. В настоящее время в нем находится культурный центр.
Некоторые исследователи лубка высказывают предположение, что картинки про Бабу-ягу имели сатирический характер. Лубочные изображения «Яга-баба едет с коркодилом дратися» и «Баба-яга на свинье», по их мнению, являются пародией на Петра I и его отношения с Екатериной I. Дмитрий Ровинский считал, что Баба-яга одета в «чухонский» костюм, а это намекает на происхождение Екатерины I.
Чухонцами на Руси называли прибалтийско-финские народы, а Екатерина I, до принятия православия носившая имя Марта Скавронская, родилась в Ливонии – на территории современной Латвии. Второй намек, по мнению исследователя, кроется в изображенном в углу картинки кораблике – очевидном атрибуте петровского правления.
Другого мнения придерживается филолог и фольклорист Константин Богданов. Он говорит, что простой люд не мог быть настолько осведомлен о личной жизни императора, чтобы увидеть в этом сюжете намеки.
Представленные листы – это копии картинок, выполненные художниками и исследователями лубка Дмитрием Афанасьевым и Виктором Пензиным.
Пик научного интереса к лубочной картинке в России приходится на 1970–1980-е годы. В 1972 году был опубликован научный труд Ольги Балдиной «Русская народная картинка», основанный на ее диссертации, иллюстрации к которой выполнил Дмитрий Афанасьев. В 1982 году в Москве возникло товарищество художников «Мастерская народной графики “Советский лубок”». Это был клуб энтузиастов, которые изучали и возрождали древнее полузабытое искусство. Во главе мастерской стоял Виктор Пензин, который занимался реконструкцией лубка в формах, приближенных к каноническим, и параллельно разрабатывал стилистику современной народной картинки.
Исследователи сходятся во мнении, что лубок в традиционном виде прекратил свое существование в начале XX века, но для лубочной пластики находились новые области применения. Сначала ее использовали советские плакатисты и художники авангарда, а после она возродилась в произведениях «Мастерской народной графики “Советский лубок”» и многих современных авторов.
В коллекции музея есть работы блестящего современного художника Сергея Трубникова. Для него лубок не ископаемая старина, не подражание, а художественная и жизненная идея. В фонде музея хранится серия Трубникова «Загадки русского народа», созданная по текстам Владимира Даля и оригинальным авторским текстам, а также «московские народные картинки», посвященные историческим и современным событиям. Особенно хорош лист с изображением московского метро.
С момента создания в 1998 году Музей русского наивного искусства был расположен в уникальном здании стиля модерн в московском районе Новогиреево. В 2014 году к нему присоединили выставочный зал «Арт-Измайлово». А в конце 2015 года решением Департамента культуры Музей наивного искусства был объединен с Московским музеем народной графики под новым названием Музей русского лубка и наивного искусства. Основным здание музея стала постройка в Малом Головине переулке в Красносельском районе столицы. А в Новогиреево развернулось интерактивное выставочное пространство Арт-Наив-Парк и Музейно-выставочный центр «Дача». В выставочном зале Арт-Измайлово регулярно проводятся выставки лубка и наивного искусства.
Источник: mos.ru