Архитектурных памятников в Перове и Новогирееве не так много – это очень молодые районы. До 1962 года здесь располагался один из городов-спутников Москвы. Их идея родилась в 1920-е, промышленные поселения превращались в рабочие поселки, а потом – в города. Исторической застройки здесь сохранилось крайне мало, однако можно выделить две церкви – Знаменскую в Перове и церковь Спаса Нерукотворного Образа в Новогирееве, а также дачи, относящиеся к началу XX века.
Усадьба, в которой была построена в конце XVII – начале XVIII века Знаменская церковь, принадлежала князьям Голицыным, а после была куплена в казну. Кстати, рядом с церковью в начале XVIII века был построен деревянный дворец, в котором, согласно легенде, жил фаворит и тайный муж Елизаветы Петровны Алексей Григорьевич Разумовский.
Строительство обычно датируют 1699 годом. Предположительно, к нему был привлечен знаменитый шведский архитектор Никодемус Тессин Младший, который работал над Знаменской церковью в Дубровицах. Церкви похожи размерами и элементами декора: обе небольшие, чуть вычурные, обе с четырехлепестковым планом.
Облик Знаменской церкви в Перове менялся несколько раз. Пожалуй, самое серьезное изменение структура приделов претерпела в 1906 году. Тогда на месте Никольского придела был возведен массивный храм Серафима Саровского с колокольней. Чтобы избежать диссонанса, для новой церкви была выбрана стилизация под барокко, а не привычный неорусский стиль. В XX веке со зданием церкви работал архитектор и реставратор памятников древнерусского зодчества Петр Барановский.
В 1930-м в рамках реставрации храм и колокольня 1906 года были снесены. Сейчас такие вещи считаются варварством, а тогда все построенное в начале XX века сносили, сохраняя лишь историческое ядро. Службы в храме не велись, оконные проемы были закрыты: верхние – кирпичами, нижние – стальными ставнями. Их освободили только в 1990-е, когда было принято решение о возвращении церкви общине.
Знаменская церковь в Перове была построена по инициативе князя Петра Алексеевича Голицына в его усадьбе. Примерно в это же время, чуть позже, в усадьбе его сына в Гирееве строится церковь Спаса Нерукотворного Образа. Ее возведение подпадает под запрет каменного строительства, изданный Петром I.
Это небольшая церковь с похожим четырехлепестковым планом, как и Знаменская в Перове. Обе одноглавые, без колоколен (правда, в XIX веке на Спасской церкви все же появилась деревянная звонница). Главное различие – в декоре: если Знаменская богато украшена, то Спасская – очень скромная, простая, но тем не менее она является интересным примером перехода между русской архитектурой и европейской.
Старенькая бревенчатая дача на улице Алексея Дикого в Новогирееве напоминает о театральной истории этих мест. В начале ХХ века здесь жил актер и режиссер Алексей Дикий, сначала служивший в МХТ, а в 1931 году основавший собственный театр. Дачу в Гирееве купила его мать, сам Дикий очень любил здешние места и называл свою усадьбу Гиреевкой. В гости к Дикому приезжали легендарный худрук МХТ Константин Станиславский и Алексей Бахрушин – меценат и создатель частного литературно-театрального музея.
Сегодня дача выглядит неожиданно для человека, впервые оказавшегося на улице Дикого, – маленький бревенчатый домик окружен многоэтажками. Здание дачи не музеефицировано, но охраняется как выявленный памятник культурного наследия.
Этот трехэтажный кирпичный домик, стоящий неподалеку от шоссе Энтузиастов, также хранит в своих стенах память о живших здесь в начале XX века людях искусства.
Красный дом (так его назвали из-за цвета неоштукатуренных стен) был дачей художников. Участок в Гирееве был выделен Владимиру Фаворскому, Ивану Ефимову и Льву Кардашову в 1936 году под строительство мастерских, совмещенных с жильем. Возведенное по их проекту здание выглядело роскошно среди деревянных домиков по соседству. Мастерские расположились на первом этаже, жилые квартиры были обустроены на втором и третьем мансардном этажах.
После смерти художников здесь жили их потомки, а также живописец Елена Коровай и ее дочь Ирина Коровай, последняя ученица Владимира Фаворского, живописец Дмитрий Жилинский и его супруга, скульпторы Нина Жилинская и Дмитрий Шаховский, супруг дочери Владимира Фаворского Марии, художника-керамиста.
Дом до сих пор обитаем, работа в мастерских продолжается. Потомки художников сохраняют здание в первозданном виде, однако попасть туда просто так не получится – Красный дом, как и дача Дикого, не музеефицирован.
Еще одна дача с историей расположена на Союзном проспекте. Здесь расположился Музей наивного искусства.
Нынешний район Новогиреево в прошлом – интереснейший поселок, построенный в начале XX века купцами Торлецкими (сегодня сохранились искаженные названия связанных с ними здешних достопримечательностей – Терлецкий парк и Терлецкие пруды). Здесь по примеру Нью-Йорка и Берлина была проведена разбивка на проспекты. Названия были прекрасные – Думский, Баронский (сегодня их сменили более современные – Союзный, Федеративный). Здесь предлагались участки под индивидуальную застройку – с водопроводом и электричеством.
Рекламный проспект, приглашающий в поселок Торлецких, заманивал близостью к столице: «В восьми верстах от Москвы и в 20 минутах езды», – гласил он. Кстати, одна из дач, прекрасный образец модерна, фотография которой украшает эту старинную рекламу, отлично сохранилась до наших дней. В ее стенах много лет располагаются музеи. До Музея наивного искусства по адресу: Союзный проспект, дом 15а находился Перовский районный музей.
Не архитектурный памятник, но тоже интересное здание. Музей Вадима Сидура был открыт в 1989 году, уже после смерти скульптора. В советские годы Сидура не выставляли – за «формализм и пацифизм» его исключили из КПСС. В 1987 году открылась его первая выставка при поддержке Перовского райисполкома – для нее было выделено небольшое помещение в здании районного Перовского выставочного зала на Новогиреевской улице. А в 1989 году Перовский музей был переименован в Музей Вадима Сидура.
В годы перестройки этот пятачок, ограниченный Новогиреевской улицей и Зеленым проспектом, на котором стоит музей, стал центром района. В сквере за музеем был установлен памятник оставшимся без погребения («Скорбящие матери»), посвященный солдатам, павшим в Афганистане.
Источник: mos.ru