Начать прогулку по «космическим» местам столицы рекомендуем с Московского планетария. В 1929 году Владимир Маяковский по случаю его открытия написал стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий» (планетарий расположен в Пресненском районе). К концу 30-х годов прошлого века звездные дома были только в Европе, при этом 10 из 12 располагались в Германии, а еще два – в Австрии и Италии. Сегодня московский планетарий ─ один из самых крупных в мире и старейший планетарий в России. Диаметр его купола 25 метров, а площадь – 1000 квадратных метров.
Кроме множества представленных здесь образовательно-просветительских проектов, планетарий предоставляет посетителям эксклюзивные услуги. Например, влюбленные могут организовать настоящее свидание под звездами: романтическое рандеву проходит после того, как последний гость звездного дома покидает здание.
Следующую точку на космической карте Москвы смело можно назвать альфой и омегой истории российской космонавтики. На территории Останкинского района расположены Музей космонавтики, монумент «Покорителям космоса» и Аллея Космонавтов. Так что, отправившись на ВДНХ, вы можете убить даже не двух, а трех зайцев – и не простых, а космических! Первым из этого трио был открыт памятник «Покорителям космоса». По первоначальному замыслу местом для установки монумента должны были стать Воробьевы горы недалеко от главного здания МГУ. Но довольно скоро выяснилось, что будущий монумент не сможет органично вписаться в уже сложившийся природно-архитектурный, поэтому было решено перенести его на пустырь рядом с главным входом ВДНХ. Там обелиск и установили 4 ноября 1964 года.
Одним из идейных вдохновителей строительства «Покорителей космоса» стал Сергей Королев – отец отечественной пилотируемой космонавтики. Именно он предложил облицевать памятник отполированными до блеска титановыми пластинами. Также по его инициативе в проектно-техническое задание был включен Музей космонавтики, который должен был в будущем разместиться в стилобате монумента. Сегодня обелиск считается вторым по высоте памятником России (107 метров), уступая по этому показателю только монументу Победы на Поклонной горе (141,8 метров).
Через 3 года после завершения строительства монумента «Покорителям космоса» на ВДНХ появилась Аллея Космонавтов. Ее открыли 4 октября 1967 в честь 10-летия старта первого искусственного спутника Земли. К 2017 году на Аллее Космонавтов установлено 14 памятников выдающимся деятелям космонавтики.
Наконец, к 20-летию полета первого человека в космос в стилобате памятника «Покорителям космоса» открылся Музей космонавтики. Его экспозиция разделена на 8 выставочных залов, а коллекция насчитывает свыше 96 тысяч единиц хранения. Среди наиболее значимых экспонатов ─ скафандр «СК-1» космонавта корабля «Восток». Именно в таком скафандре Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества полет в космос.
Весной 2018 года на ВДНХ завершилась масштабная реконструкция павильона «Космос» (№ 34), где открылся крупнейший в России и мире музейный комплекс, посвященный освоению «звездного пространства» — «Космонавтика и авиация». Над проектом совместно работали Правительство Москвы, администрация ВДНХ, руководство Роскосмоса и авиационных и космических предприятий. В обновленном павильоне представлены макет первого искусственного спутника Земли «Спутник-1», полноразмерный макет станции «Мир» и капсула Юрия Гагарина — спускаемый аппарат корабля «Восток-1».
Особое внимание при реконструкции павильона реставраторы уделили сохранению его исторического облика. Были раскрыты сохранившиеся брекчии, отреставрированы скульптурные группы на крыше здания, а фасад снова забелел приятным нежно-кремовым цветом. Под куполом смонтировали новую люстру диаметром 4,2 метра в виде звезды ─ полную копию той, что была установлена на Троицкой башне Кремля (настоящая кремлевская звезда использовалась в павильоне как люстра в 1954–1974 годах).
Новый музей уникален не только своим масштабом, но и редкими образцами техники и подлинными документами, которые прежде никогда не выставлялись в музеях ─ это 120 экспонатов предприятий ВПК, 2 тысяч архивных документов, фото- и видеоматериалов, а также более 50 экспонатов, специально изготовленных для музея.
Чуть поодаль от монумента первопроходцам космического пространства находится мемориальный дом-музей Королева, где конструктор жил вплоть до своей смерти в 1966 году. Участок в Останкино академик получил решением Совета Министров СССР за успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 2-этажный особняк – характерный пример советского функционализма – был построен в 1959 году. Как вспоминала супруга Королева, Сергей Павлович едва ли не каждый вечер, выходя из дома на вечернюю прогулку, посещал строительную площадку будущего монумента «Покорителям космоса».
Дом-музей Королева во многом уникален – здание ни разу не перестраивалось, незначительные изменения претерпели лишь подвальные помещения, расширенные для хранения экспонатов. В комнатах стоит та же мебель, что при жизни Королева, а в экспозиции и в закрытых фондах находится около 19 тысяч единиц хранения. Это личные вещи конструктора, документы, письма, фотографии, предметы быта, произведения изобразительного искусства, научно-техническая и художественная библиотеки.
Несмотря на то, что гостиница «Космос» прочно ассоциируется с территорией ВДНХ, расположена она не в Останкинском районе, а в соседнем ─ Алексеевском.
Как нетрудно догадаться, свое название отель, похожий на огромную 25-этажную подкову, получил, благодаря расположению: из его окон открывается головокружительный вид на космические достопримечательности ─ памятник «Покорителям космоса» и Аллею Космонавтов. Над проектом здания гостиницы трудился коллектив двух архитектурных бюро – из СССР и Франции. Постройку должны были сдать к Олимпийским играм 1980 года, но отель торжественно открыли на год раньше, в июле 1979 года. Номерной фонд гостиницы насчитывал 1718 стандартных апартаментов с двуспальными кроватями, 53 двухкомнатных и даже 6 трехкомнатных номеров. Сейчас количество номеров немного уменьшилось, зато появились категории полу-люксов, люксов и люксов-гранд.