Это самая большая картина в коллекции музея-усадьбы «Кусково». Ее площадь – 110 квадратных метров. Созданная французским живописцем Луи Жан-Франсуа Лагрене в 1761–1762 годах роспись занимает практически всю поверхность потолка танцевального зала дворца. Подобный способ декора интерьеров был очень модным в России XVIII века. Вместе с формальной задачей иллюзорного расширения пространства плафоны нередко выполняли и панегирические функции – прославляли хозяев дома.
В верхней части плафона танцевального зала изображена Кибела – мать богов в древнегреческой мифологии. Она едет по облакам в колеснице, запряженной львами. На облаках в окружении путти (ангелочков) восседают покровитель искусств Аполлон и муза истории Клио с раскрытой книгой. В центре нижней части композиции представлен обелиск как символ незыблемости, на который опирается герб рода Шереметевых, поддерживаемый богиней мудрости Афиной. Крылатая богиня славы Ника готовится возложить графскую корону на герб, а рядом с юной богиней молвы Фамой, изображенной на картине с двумя трубами, расположилась Фемида – богиня правосудия, которая попирает фигуры божеств зависти и раздора.
Смысл аллегории, который должны были уяснить гости усадьбы, таков: род Шереметевых, покровительствующий искусствам, навсегда останется в истории, и о нем, не уставая, будет трубить молва. А мудрость и добродетель рода, попирая пороки, сохранится в веках.
Исторический облик Кускова составляют деревянный дворец, парковые павильоны и регулярный парк. Наряду с сохранившимися постройками в XVIII веке на территории усадьбы находились разнообразные архитектурные «затеи», о которых мы можем судить только по картинам, гравюрам и чертежам того времени. Гравюра «Проспект Особливой Круглой Беседки на канале в конце Кусковского сада», созданная французским мастером П.Ф. Лораном в 1771–1774 годах, хранит образ утраченного бельведера (от итальянского bello vedere – «прекрасный вид»).
Легкий нарядный павильон предназначался для обозрения кусковских видов. Фасады его были разделены сдвоенными пилястрами, арочный фронтон над входом украшал картуш с вензелем графа Петра Борисовича Шереметева – PS. Сквозь два ряда окон свет беспрепятственно попадал в павильон. Перекрытие бельведера было выполнено в виде купола, покоящегося на сложном восьмигранном барабане с круглыми окнами. Павильон украшала балюстрада с вазонами и скульптурой, установленная по краю карниза.
Самая курьезная из картин кусковского собрания – «Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева» – создана П.Г. Красовским в 1748 году. Красовский, известный из документов XVIII века как «живописец блафонов и тупых мест» (то есть художник, создающий потолочные картины-плафоны и картины-обманки для тупиковых аллей регулярного парка), был своеобразным художником-декоратором. Написанный им портрет графа немного неуклюж – у Красовского явно были проблемы с изображением анатомически правильного тела, особенно в сложном ракурсе. Как нередко происходило в то время, в процессе создания портрета художник просто скопировал композицию с имевшейся у него гравюры и вписал туда голову Шереметева. Сложно сказать, кто был представлен на гравюре, но она воспроизводила одну из работ французского мастера парадного портрета Гиацинта Риго.
В Национальном музее Стокгольма хранится портрет шведского короля Карла XII работы Риго. На нем король представлен в той же позе, на сходном фоне, с теми же атрибутами и даже в точно таких же латах с маскароном в виде льва, что и Шереметев на портрете Красовского. Вероятно, заказчик, сын фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев, не знал о существовании портрета шведского короля, иначе вряд ли одобрил бы изображение отца в доспехах его главного противника периода Северной войны.
Гипсовый бюст шведского короля Карла XII был создан в 1747 году французским скульптором и декоратором Жаком-Филиппом Бушардоном, работавшим в Швеции. В усадебных описях бюст впервые упоминается в 1774 году. Согласно документу он размещался в оружейной палате кусковского дворца на столике, покрытом красным сукном.
Интерес владельца усадьбы графа Петра Шереметева к Карлу XII был обусловлен желанием сохранить память о событиях Северной войны и противостоянии своего легендарного отца и его коронованного противника. В усадьбе также хранились трофейное седло королевского коня, акварельный и масляный портреты Карла XII.
В скульптуре Бушардону удалось выразить силу духа короля-воителя. Контрапост вскинутой головы и туловища, а также продолжающий движение головы взгляд придают фигуре динамику и наполняют образ внутренней энергией, присущей характеру молодого монарха. Качества, которые раскрываются в фигуре через намеки и ассоциации, в полной мере представлены в пластической проработке лица короля. Скульптурный портрет настолько впечатлил швейцарского писателя, богослова и поэта XVIII века Иоганна Лафатера, что он включил его описание в свое «Эссе по физиогномике»:
«Насколько же он далек от любого проявления робости… Какой дух царственности можно проследить во всей нижней части лица! Правда, мастер, чтобы работа была идеальна, считал необходимым смягчить этот резкий и несгибаемый характер; но в целом он все-таки прослеживается, особенно в бровях… он открыт, мужественен, быстр, стремителен в действиях, не тратит время на слова».
Один из шедевров коллекции мебели музея-усадьбы – стол для хранения нот и гравюр, выполненный мастером Никифором Васильевым в 1770–1780-е годы. На столешнице представлена панорама усадьбы, заимствованная с гравюры французского художника Пьера Лорана. Изображение так называемых старых хором (первого двухэтажного кусковского дворца) здесь заменено на ныне существующий дворец.
Васильев работал в мозаичной технике маркетри, собирая рисунок из фрагментов дерева разных пород. Он детально изобразил не только дворец, но и все парковые павильоны, постройки парадного двора, за исключением колокольни, которая была возведена позже, в 1792 году. Стол – единственная подписанная работа Никифора Васильева.
Еще один раритет мебельного собрания музея – комод из Малого Трианона, небольшого дворца французской королевской резиденции в Версале. Он был создан мастером Фердинандом Швердфегером по заказу королевы Марии-Антуанетты в 1788 году. Ручки комода, выполненные в виде собачьих маскаронов (декоративных элементов в форме головы животного или человека) с кольцами-плетенками, – отражение моды того времени и личного вкуса королевы.
В 1793 году обстановка Трианона была продана в Париже, а затем экспортирована в Гамбург. Как комод оказался в московском Музее фарфора, откуда вместе со всеми коллекциями в 1932 году попал в Кусково, неизвестно.
«Вид Каскада в Сен-Клу» – одна из шести гравюр в коллекции музея с видами королевских резиденций Франции, созданных аугсбургским мастером XVIII века Мартином Энгельбрехтом в 1730–1750 годах. Произведение, отличающееся высоким уровнем исполнения, является примером мастерской фальсификации.
С 1730-х годов французский график-пейзажист первой половины XVIII века Жак Риго работал над серией «Королевские дворцы, замки и дома Парижа и его окрестностей», насчитывавшей более 130 листов. Эти произведения были очень популярны среди просвещенной европейской публики. По всей видимости, в мастерской Энгельбрехта копирование листов этой серии воспринималось как коммерчески успешный проект, при этом вопрос этики – указание на листе автора оригинала – уже не стоял.
Французский мастер, который нес убытки от такой неофициальной деятельности коллег, мог только сетовать и предупреждать своих покупателей со страниц популярного журнала Mercure de France:
«Господин Риго только что добавил к своему “Альбому видов и перспектив Королевских резиденций” два новых вида Замка Сен-Маур, принадлежащего его высочеству монсеньору принцу Конди. Все эти виды, а их около ста двадцати, прекрасно подходят как для внимательного и подробного изучения, так и для украшения кабинетов. Продавцы эстампов, торгующие подделками этих видов, выдают их за оригиналы. Чтобы не быть обманутым, обращайтесь к самому господину Риго. В настоящее время он проживает на улице Сен-Жак напротив Колледжа Плезис».
Источник: mos.ru и агентство «Мосгортур»