Съемки в отелях – это дорого, хлопотно и небезопасно, поэтому «натуре» многие режиссеры предпочитают воссоздание отельных интерьеров и фасадов в павильонах. Так, например, были созданы экранные отели «Оверлук» и «Гранд Будапешт» в фильмах «Сияние» и «Отель «Гранд Будапешт». Есть и другие примеры – в нью-йоркском The Plaza Hotel, чешском Grandhotel Pupp и парижском Hôtel Ritz действительно снимали «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке», «Казино Рояль» и «Дьявол носит Prada» соответственно. А какие московские отели попали на большой экран?
«Цирк», над сценарием которого потрудились Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев, – классика советского кинематографа. Историю эмиграции в СССР американки Мэрион Диксон в исполнении Любови Орловой оценили даже на международном уровне: в 1937-м картина взяла Гран-при на Парижской международной выставке.
В «Цирке» увековечена гостиница «Москва», в номерах которой герои музицируют, а на крыше, наслаждаясь прекрасным видом Театральной площади, – завтракают. Это была одна из первых гостиниц, построенных в советской Москве, и, пожалуй, крупнейшая – она занимала целый квартал от Охотного ряда до Манежной площади. Гостиницу возводили в две очереди, полностью завершив строительство только в 1977 году. Спустя четверть века, здание гостиницы демонтировали по причине его аварийного состояния, и на месте «Москвы» появился роскошный даже по столичным меркам отель Four Seasons Hotel Moscow. Как говорят архитекторы, облик здания точь-в-точь воспроизводит прежнюю «Москву».
Восточное великолепие гостиницы «Пекин» ─ гигантские хрустальные люстры, китайские вазы и фонарики, красные ковровые дорожки, атласные портьеры с шелковыми кисточками – в старой доброй сказке «Старик Хоттабыч» режиссера Геннадия Казанского мы не видим. Сцену с ковром-самолетом снимали на крыше, с которой можно оценить только прекрасную панораму Москвы 1956 года – скорее всего, она и стала причиной выбора этой локации. Фактически на момент съемок гостиница, расположенная на пересечении Тверской улицы и Садового кольца, достраивалась и еще не функционировала.
История «Пекина» очень долгая и запутанная. Гостиница должна была символизировать дружбу между Советским Союзом и Китаем, а по сути – быть полузакрытым ведомственным предприятием. Строительство началось в 1939 году, было заморожено почти на 10 лет и сдано в эксплуатацию по разным сведениям только в 1956-1958 годах. Сегодня внешний вид «Пекина» ─ четкие линии, монументальные своды, лепные барельефы, высокий шпиль – памятник сталинской архитектуры. Гостиница открыта и сегодня, а одноместный номер «Эконом» может позволить себе даже скромный турист – цены стартуют от 4000 рублей.
Пару сцен из «Мимино» с героями Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна Георгий Данелия снимал в «России» ─ одной из самых узнаваемых советских гостиниц и, что немаловажно, самой удобной для съемок. В фильме можно увидеть не только фасады здания, но также холлы и лифты, коридоры и комнаты с видом на Красную площадь. Сегодня это уже история: «России» нет на карте столицы – в 2010 году ее демонтировали, а на историческом месте в итоге вырос парк «Зарядье».
Гостиница «Россия» была возведена в центре Москвы на готовом фундаменте недостроенной высотки в 1964-1967 годах. На тот момент она была самой большой в мире (по некоторым данным, 3182 номера), и этот факт занесен в «Книгу рекордов Гиннесса». В 1977 году в гостинице случился сильный пожар: выгорело много помещений, пострадало более полусотни человек, а 42 не удалось спасти. Легенда или нет, но грузинский кинорежиссер потом не раз говорил в интервью, что именно съемки «Мимино» принесли гостинице неприятности.
В первом в истории американском полнометражном фильме, снятом в Советском Союзе, снялись даже не две гостиницы, а три гостиницы: панорама Красной площади позволяет увидеть ныне демонтированное 22-этажное здание гостиничного комплекса «Интурист». Но интереснее наблюдать Москву из окон ресторана гостиницы «Националь», где обедают главные герои, и окон гостиницы «Украина». В первом случае в нашем распоряжении превосходный вид на Манежную площадь, во втором – на Кутузовский проспект.
«Украина» ─ одна из семи сталинских высоток (206 метров). Сегодня на скоростном лифте можно подняться на смотровую площадку на 29 этаж, чтобы увидеть столицу с высоты птичьего полета. Назвал гостиницу «Украиной» Никита Хрущев, пожелавший сделать символичный жест в год 300-летия воссоединения России и Украины (к тому моменту – 1954 год – гостиница даже не была достроена). «Украина», которая с самого начала позиционировалась как гостиница для иностранцев и дипломатов, продолжает оставаться самой респектабельной в Москве.
«Националь» ─ еще одна легендарная московская гостиница с более чем вековой историей. Она была одной из первых гостиниц, где установили лифты и оснастили все номера импортной мебелью и телефонами. В 1974 году здание внесено в список культурных памятников, охраняемых государством.
«Метрополь» ─ грандиозный по всем показателям проект. Его история начинается с 1930-х, когда на месте нынешней гостиницы стоял еще трехэтажный гостиный дом с банями купца Челышева. Строительство культурно-досугового центра с гостиничным комплексом и рестораном инициировал меценат Савва Мамонтов. Он же привлек к делу известных инженеров, архитекторов и даже художников (в том числе, Коровина и Врубеля), которые сделали «Метрополь» манифестом искусства. Реконструкция комплекса после советского периода заняла 5 лет: в 1991 году гостинице был присвоен статус пятизвездочной.
Сегодня «Метрополю» исполнилось 120 лет, и снимать здесь – удовольствие недешевое. Так, шикарные интерьеры гостиницы мелькают в экранизации «Шпионского романа» Бориса Акунина всего раз, когда в ресторане «Метрополя» главный герой приглашает на танец девушку, сидящую за соседним столом. Для съемки всего нескольких минут фильма «Шпион» потребовалось целых 3 дня: руководство гостиницы разрешило группе снимать только в ночное время, чтобы не потревожить постояльцев.
«Космос» ─ самая известная гостиница для поклонников отечественной фантастики. Именно здесь режиссер Тимур Бекмамбетов устроил штаб Темных сил во главе с магом Завулоном. Съемки частично прошли в помещениях гостиницы, частично – снаружи. Самый эффектный эпизод, прославивший гостиницу, – это пируэты, которые выписывала по фасаду «Космоса» на красном автомобиле Mazda снимавшаяся в фильме Жанна Фриске. Как свидетельствует персонал, количество постояльцев после выхода фильма на экраны резко увеличилось – многим хотелось почувствовать себя «как в кино».
Полукруглое, словно подкова, здание с окошками-сотами красуется на северо-востоке столицы. 25-этажная гостиница была построена для приема гостей московской Олимпиады-80. Сегодня «Космос» с номерным фондом в 1777 номеров является самой большой российской гостиницей и, к слову, вполне демократичной. Стандартный номер можно забронировать за 3000 рублей в сутки, вот только едва ли из его окон будет открываться тот космический вид, благодаря которому «Космос» прославился.